Вера Яшина, автор интернет-проекта «Клуб интеллектуального досуга»
Психологи выделяют четыре основных аспекта готовности ребенка к школе:
1) физиологическая – все системы организма должны быть готовы к той нагрузке, с которой предстоит столкнуться ребенку в школе;
2) мотивационная – у него должно быть сформировано желание учиться, узнавать новое;
3) социальная — умение общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности;
4) психологическая – уровень развития всех психических функций (восприятия, памяти, мышления и т.д.) должен позволять ребенку осваивать учебную деятельность.
Особенно хочется отметить, что у детей должен быть сформирован определенный уровень произвольной регуляции деятельности, эмоционального состояния и поведения.
Родители часто задаются вопросом: «Мой ребенок столько всего знает и так много умеет, а Вы говорите, он не готов к школе. Почему?»
Нужно различать базу знаний и социально-психическую зрелость ребенка. Можно быть интеллектуально развитым, но не готовым к обучению. Готовым же к школьному обучению является ребенок, у которого развиты познавательные интересы и внутренняя мотивационная готовность, то есть так называемые внутренние позиции школьника. Он сам хочет учиться, охотно выполняет предлагаемые задания, ему хочется узнать больше. Конечно, это во многом зависит от его уже развитых умений и способностей и от тех заданий, которые ему предлагают. Если задания будут интересны, если они будут полнее раскрывать его способности и дальше развивать его умения, то ребенку захочется подняться на следующую ступеньку развития и он легко сделает это.
Поскольку в школе ребенку придется выполнять задания, находясь в коллективе сверстников, то ему важно научиться свое «хочу» подчинять понятию «надо». Для этого необходимо формировать волевые качества и произвольность внимания. Постепенно, выполняя одно задание за другим под чутким руководством взрослых, ребенок выработает в себе и нужные волевые качества, и эмоциональную устойчивость при работе в коллективе.
Существует ряд диагностических тестов, которые помогают родителям и специалистам понять, насколько ребенок готов к школе.
Для чего нужно тестировать ребенка? Прежде всего, для того, чтобы понять слабые и сильные стороны ребенка. Если впереди еще год или два до школы, то эти стороны можно развить, навыки подтянуть. Если 1 сентября уже не за горами, то родители, выяснив слабые стороны ребенка, смогут заранее продумать, какую помощь они могут оказать ребенку и как предупредить возможные осложнения в учебе. А зная ресурсы ребенка, будет понятно, как ребенок может сам себя поддерживать и можно будет учить его этой самоподдержке.
Ряд тестирований родители могут проводить сами: можно определить общий уровень развития ребенка, его кругозор, объем памяти, но, конечно, только специалист может увидеть некоторые нюансы и дать рекомендации, как в том или ином случае следует поступать.
Работая над тестами, ребенок демонстрирует свои как положительные, так и отрицательные качества. К положительным качествам можно отнести усердие, усидчивость, целеустремленность, оригинальность решений. Усидчивость ребенка во многом зависит от того, насколько это качество тренировалось до школы. При выполнении тестов могут проявиться такие отрицательные качества, как нежелание ребенка думать над задачей, если она кажется ему сложной, и стремление получить подсказку или готовый ответ. Пусть лучше эти качества проявятся сейчас до школы, когда на ситуацию еще можно существенно повлиять.
Запомните несколько общих правил, обязательных при тестировании:
- Не проверяйте ребенка сразу с помощью всех тестов, выберите какой-то один.
- Используйте для тестирования подходящее время, когда ребенок находится в хорошем настроении.
- Если некоторые задания вызовут у ребенка трудности, если он выполнит какое-то задание неправильно, ни в коем случае не ругайте его, не комментируйте ошибки в обидном тоне. Это может сформировать у ребенка боязнь совершить ошибку при выполнении контрольных заданий и вообще привести к страху перед тестированием. Спокойно помогите ребенку понять, в чем он не прав, и исправляйте ошибку. Помните, что главное – это не тест, а ребенок и его желание учиться.
Помимо выполнения самих тестов необходимо следить за психологическим состоянием ребенка во время их выполнения. Если Вы заметите проявление многих из нижеперечисленных факторов, то, возможно, Вам надо сходить на прием к специалисту-психологу, для того, чтобы он провел профессиональную диагностику и назначил корректирующие занятия для Вашего ребенка.
1. Наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как мышечные зажимы, синкинезии (непроизвольные движения), навязчивые движения, вычурные позы, неполноценность глазодвигательных функций, пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона.
2. Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто он отвлекается? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок, т.е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.
3. Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на вопросы данного пункта наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции.
В «Клубе интеллектуального досуга» проводятся вебинары на тему готовности ребенка к школе, для родителей поясняется методика экспериментальной психологии, которая часто используются для диагностики детей при поступлении в первый класс.
Выполнение предложенных заданий даст ребенку возможность потренироваться перед «первым экзаменом», а взрослым – определить, какие задания вызывают у ребенка трудности, и оказать ему помощь, если она необходима.
Будут предложены образцы типовых заданий, но не целостная методика обследования, так как обследование должен делать специалист.
Если результаты тестирования вызовут у Вас беспокойство большим количеством неудовлетворительных ответов, то надо постараться понять, что конкретно и почему вызвало у ребенка трудности (непонимание заданий, отсутствие необходимых знаний, умений).
Высокий же уровень выполнения заданий может порадовать: Вы сделали достаточно для развития своего ребенка.
Присоединяйтесь к нашим программам и задайте все волнующие Вас вопросы о готовности ребенка к школе специалистам!