Две недели назад у моей старшей дочери в школе было первое родительское собрание, и на протяжении почти двух часов наша учительница ругала весь класс за неорганизованность, за то, что многие дети делают все медленно, не могут вытащить из портфеля нужный учебник и т.п.
Судя по популярности вопросов о трудностях при уборке игрушек, своей комнаты или выполнения домашнего задания, проблема с организованностью есть не только у семилеток из нашего класса, и прежде, чем Вы начнете хвататься за голову и сетовать на то, что Вы в этом возрасте были другими (да, кстати, а другими ли? 🙂 ), я хочу обратить Ваше внимание, что организационные навыки – это не просто одна простая привычка, и вовсе не врожденное стремление к порядку, это целый комплекс из 11 (!) навыков, каждый из которых начинает формироваться во вполне определенном возрасте.
Так, самый первый организационный навык – задержка реакции – развивается в первые 6-12 месяцев жизни, а такие сложные навыки, как управление временем и настойчивость в достижении цели начинают формироваться только в старшем дошкольном возрасте и начальных классах.
Я хочу заострить Ваше внимание на слове «НАЧИНАЮТ»!
Потому что ключевую роль в развитии организационных навыков играют лобные доли мозга, которые окончательно формируются только к возрасту 20-21 года… А значит, и организационные навыки окончательно формируются у человека только к 20-и годам!!!
Не к 3-м, не к 5, не к 7, и даже не к 10 годам…
Что же нам тогда делать со своими детьми?
Во-первых, приструнить собственный перфекционизм, снизить планку и не требовать от ребенка невозможного… (Вы же не требуете от двухмесячного малыша, чтобы он умел ходить!!!)
А во-вторых, пока лобные доли у Вашего ребенка еще дозревают, Вы можете одалживать ему свои. 🙂 Более того, это Ваша святая обязанность как любящего родителя.
Именно поэтому делать уроки вместе с детьми полезно! Впрочем, как и убираться вместе в их комнате, и собирать вместе игрушки… (Только не путайте понятия «вместЕ» и «вместО»!)
Ведь только так Вы сможете помочь собственному ребенку выработать организационные навыки.
Как именно?
Тема объемная, в одной статье не раскроешь… Но хочу порекомендовать Вам пару замечательных книг в этой тематике:
1. Книга Пэг Доусон и Ричарда Гуара «Ваш ребенок может всё» — она полнотью посвящена именно организационным навыкам, описаны все 11 навыков, этапы их формирования, что должен уметь ребенок, владеющий навыком, есть даже тесты, используя которые Вы можете определить сильные и слабые навыки, как у себя, так и у своего ребенка, а также пошаговый алгоритм с конкретными примерами из разных сфер жизни, как конкретно эти навыки помочь сформировать ребенку.
2. Книги Бена Фурмана – у него тоже есть замечательный 15-шаговый алгоритм, используя который можно помочь ребенку выработать любой навык, не только организационный.
Но главное, всегда помните, что самое важное — это ОТНОШЕНИЯ, так что не стоит портить отношения с ребенком из-за такой ерунды, как невыученные уроки или неубранные игрушки… Иначе будет крайне трудно восстановить контакт с ребенком, когда он войдет в подростковый возраст.