Сегодня делюсь с Вами кусочком из своего дневника, о том, как мы с детьми летом вырабатывали организационные навыки через игру:
«Утром я организовала для детей игру «Хочу на батут!». Для старших дочерей (5 и 6,5 лет) я распечатала по табличке с днями недели с понедельника до воскресенья и планом утренней рутины: гимнастика, убрать кровать, умыться, одеться, убрать с пола все игрушки.
Если в течение недели каждое утро они будут выполнять этот план, и «галочки» до завтрака будут в каждой ячейке, то в воскресенье днем они идут прыгать на свой любимый батут.
Мне не очень нравится подобный способ мотивации, т.к. он завязан на материальное вознаграждение, но пока я вижу, что он работает. За 30 минут девчонки справились с задачей самостоятельно и без напоминаний. Кроме того, им очень понравилось проставлять галочки. Поэтому я продолжаю эксперимент. Возможно, через некоторое время, когда привычка закрепится, можно будет убрать материальный мотиватор или заменить его на что-то нематериальное.
Я думаю, что каждую неделю у нас будут разные призы, чтобы сохранять интерес.
Кроме того, старшая сегодня выдала следующий вывод: «Мама, а если в нашей комнате всегда будет чисто, то тогда можно будет просто сразу поставить галочку?» Мне кажется, это ценный вывод, который может сподвигнуть ее с вечера убрать все на место, чтобы утром сразу поставить галочку. Проверим!
И еще был момент, когда возникла конкуренция, и старшая начала попытки командовать средней, давая ей задания и дразня, что она не пойдет на батут («Дай нам щетки! Я зажгла в ванной свет, а ты достань нам зубные щетки!»). Пришлось пресечь и поговорить со старшей о том, что тут не соревнование, а командная работа: вместе делают, вместе идут прыгать на батут, и средняя младше ее на 1,5 года, поэтому для старшей более ответственное задание – помогать и подсказывать средней, в т.ч. читать, что написано в ее табличке, т.к. средняя еще не умеет читать.
Видимо, еще стоит подумать над командным призом, а не персональными.
Еще мы поговорили сегодня со старшей про ее «кислую жизнь» оттого, что ей теперь надо делать задания для подготовки к школе и пришли к выводам, что 1) надо внести в процесс больше веселья, 2) сократить объем. Про объем она сказала, что ей будет легко, если надо сделать всего один листик (40 примеров) вместо четырех (как мама просила раньше!). А про веселье – мы организовали игру с поиском клада.
Я взяла три папки (каждая дочь сама выбрала цвет своей папки) и вложила туда задания для каждой дочке (мне пригодились наши многочисленные тетради КУМОН). Для каждой было по два типа заданий: старшей – вырезать/приклеить и решить примеры, для средней – вырезать/приклеить и обвести по контуру предметы от цифры к цифре, для младшей – рисовать простые линии, разукрашивать кусочки картинки и клеить наклейки. Старшие занимались сами, с младшей рядом была я и обыгрывала сюжет картинок.
У каждой дочки была карта с заданиями, где они обводили их после выполнения, приближаясь к заветному кружочку КЛАД (сделала в ворде за 5 мин и распечатала).
Когда они добрались до клада, я вручила каждой по листику, где было напечатано, где клад спрятан. Старшая дочка всем прочла их инструкции, и они нашли подарки – разукрашку, арт-альбом и новую книжку. После чего мы почитали-рассмотрели их новые подарки, старшие немного в них порисовали, после чего спросили: «А когда снова будем искать клад?» Снова будем искать завтра.
По крайней мере, сегодня старшая сделала примеры за 10 минут без единой ошибки и без единого напоминания или стимулирующего упрека с моей стороны.
Сегодня был пробный шар, думаю, постепенно я буду увеличивать количество заданий, возможно, добавляя еще какие-то сюрпризы и неожиданности в процессе поиска клада, чтобы процесс не превращался в скучно-длинный, и к нам не вернулась «кислая жизнь».»
И еще небольшой пример про уборку игрушек… (А игрушек у нас много! Количество детей в возрасте от 3 до 7 и страсть бабушек-дедушек выражать любовь внукам посредством подарков этому сильно способствуют! )
«Я поняла про себя и детей две вещи:
1. Меня так сильно раздражают неубранные игрушки, потому что мой Внутренний Ребенок завидует моим детям в том, что они могут игрушки не убирать, если не хотят. Что бы там мама ни делала и ни говорила, у них есть такое право, потому что они еще просто дети… А вот у меня уже такого права нет, потому что рано или поздно, но наступит день, когда я вынуждена буду убрать эти самые игрушки, хочу я этого или не хочу… Потому что я уже взрослая и хозяйка дома. И когда я это поняла, то как-то отпустило, перестала эта прям-таки детская обида так зудеть при виде неубранных игрушек, и сразу включился рациональный Взрослый… 🙂
2. И когда он включился, я поняла, что мои дети, когда видят пол, усыпанный игрушками разного сорта, разного размера, вперемешку сбумажками и карандашами, они просто не знают, с чего начать, потому что организационный навык «Начало» у них еще не созрел, и надо им просто помочь с началом уборки.
И еще, в процессе уборки они часто переключаются с этого самого процесса на процесс игры (а когда детей трое, то их внимание переключается в три раза быстрее с объекта на объект, чем, когда ребенок один, потому что всё время все и всё стремятся друг за дружкой повторять 🙂 ), и дальше эта игра может длиться бесконечно (что тоже логично, потому как это — ведущая деятельность возраста! 🙂 ), совершенно не стремясь вернуться снова в русло уборки… 🙂
А все почему? А потому что организационный навык «Планирование / расстановка приоритетов» тоже в этом возрасте у них еще не сформирован. И значит, мама снова должна «одолжить» им свои лобные доли и помочь спланировать такую объемную и разноплановую задачу, как уборка моря разносортных игрушек на свои места.
И вот когда я все это про нас с ними поняла, то сразу пришла идея, как оптимизировать процесс.
Я просто взяла листочек бумаги А4 и записала все виды игрушек с краткой инструкцией, что-куда класть…
Например:
1. Все мелкие игрушки из киндеров в жестяную коробку из-под печенья.
2. Кукол на полку.
3. Мягкие игрушки в ящик под Машину кровать.
4. Деревянный конструктор в ящик под Настину кровать.
И т.д.
И дальше я села на диванчик, рассказала в двух словах стратегию уборки и выдала каждой по первому заданию: Маша собирает все мелкие игрушки, Настя убирает конструктор, Соня сажает всех кукол на полку. Дальше они радостно проставили в нашем списке «галочки», что первые пункты выполнены, и приступили к следующим.
В общем, от меня потребовалось разбить процесс на процедуры и дальше, сидя на диванчике, просто озвучивать каждую процедуру.
За полчаса мы справились без скандалов и препирательств из серии «А почему опять я?», без маминых ежеминутных напоминаний об уборке и кислых выражений лиц. Потому что для них в такой форме это была игра. А я заодно показала им, как приступить к решению объемной задачи и как «слона» можно распиливать на вполне съедобные «бифштексы». 🙂 »
Надеюсь, наши примеры вдохновят Вас на новые идеи в решении старых и уже слегка набивших оскомину проблем. И я с нетерпением буду ждать Ваши истории успеха в комментариях! 🙂
А мы с дочкой соревнуемся, кто быстрее определённый вид игрушек соберёт)