Добрый день, дорогие читатели!
Напомню, что мы обсуждаем тему счастливого детства и как мы, родители, можем воспитать детей таковыми. Мы обсуждаем с вами способы, применяя которые, вы сможете сделать так, что ваш дом станет самым уютным в мире островком счастья и добра. А ведь на самом деле, чтобы этого добиться, нужно делать исключительно одни приятные вещи: 1) не забывать о себе, 2) не забывать о муже, 3) благодарить детей за то, что они у вас есть и чаще обнимать (эти рецепты счастья вы можете прочитать в предыдущих статьях, перейдя по ссылкам). Двигаемся дальше?
Совет № 5: Не приносите рыбу – научите ее ловить
Нам часто хочется сделать все за ребенка: покормить его с ложечки, завязать шнурки на ботинках, вытереть разлитый компот…Иногда это происходит от нашего нетерпения, иногда – от нашего желания поскорее все уладить и привести в норму, иногда от чувства превосходства и жалости к малышу, а иногда – от неверия в силы собственного ребенка: ведь он еще маленький и не сможет сделать что-то хорошо. Но, пытаясь сэкономить свое время или нервы от наблюдения очередного караула на кухне, вы лишаете своего ребенка чего-то очень важного. Своим «дай лучше я» мы отнимаем у него право на самостоятельность, желание сделать что-то самому. Своим неверием в его силы и возможности мы подтачиваем их, транслируя ребенку сигнал неуверенности.
Не спорю, бывают моменты, когда, действительно, нужно сделать все очень быстро и лучше, если это сделает мама. Бывают ситуации, когда ваша адекватная оценка способностей малыша и запрет на какие-то действия, может предостеречь от беды. Но ведь чаще всего мы делаем что-то за ребенка из соображений собственного удобства и комфорта. И запрещаем ему что-то из-за своих внутренних страхов, неумения преодолеть этот психологический барьер «а вдруг что». А еще бывает интересная ситуация, когда, проделывая какие-то действия за ребенка, дорастив его до определенного возраста, мы вдруг решаем, что «уже хватит», что «он уже большой» и может все делать самостоятельно. Для ничего не подозревающего малыша это становится неожиданным поворотом событий, и он активно сопротивляется этим нововведениям: ведь было так удобно, когда колготки одевала мама, а тут вдруг что, самому придется? Ребенок привыкает к сложившимся обстоятельствам, привыкает к не-само-обслуживанию, его преимуществам и удобствам и перестраиваться ему уже тяжело.
А может лучше сразу, не дать рыбу голодному человеку, а научить его ловить рыбу самостоятельно, как советует нам древняя притча? Да, вы потратите на то, чтобы дождаться, пока ребенок сам оденет колготки намного больше времени, чем если бы сделали это сами. Но во-первых, у ребенка появится чувство удовлетворенности от того, что он смог справиться с этой для детей в общем-то серьезной задачей. У него появится гордость за себя, что он, как большой, как мама и папа, одевается сам. И это будет еще один кирпичик в дело строительства его самостоятельности.
Вы вздыхаете, что в суете утренних сборов эти эксперименты с самостоятельностью ставят под угрозу то, что вы сможете попасть на работу и в детский сад вовремя? Заложите больше времени на сборы, встаньте на 10-15 минут пораньше – выход всегда найдется, если задаться такой целью. Но это гораздо важнее сиюминутной пользы для ребенка. Через какое-то время ребенок научится делать все сам, и у вас не будет необходимости тратить столько времени на его бытовые потребности.
У деток, занимающих активную позицию, в возрасте от трех лет возникает кризис «Я сам», когда они уже с боем отвоевывают у родителей возможность делать что-то самостоятельно. Не держите оборону, не упорствуйте там, где можете уступить малышу в этом стремлении. Понятно, что действовать нужно по обстоятельствам, оценивая адекватность желаний малыша. Но в непринципиальных, не ставящих под угрозу его жизнь и здоровье ситуациях, проявите снисхождение и немного терпения, возможно – находчивости. Сделайте что-то вместе от начала до конца, а потом предоставьте возможность справиться самостоятельно. Ваш ребенок хочет порезать хлеб? Пожалуйста, только специальным ножиком (наверняка у вас есть игрушечный пластиковый ножик из каких-нибудь игр). Хочет сам помыть пол? Пожалуйста, дайте ему небольшое ведерко с водой и тряпочку, научите ее отжимать. Скорее всего, вам придется вытирать лужи и перемывать пол, но ведь это мелочи перед гордым рассказом папе о том, что ваше чадо сегодня так хорошо помогло маме!:)
При таком подходе ребенок понимает свою ценность и значимость в семье. Для него это очень важно – что-то уметь делать самому и помогать маме. Это формирует в нем ощущение причастности к семейным делам, делает его полноценным членом семьи. Если ребенок является вашим помощником, то это подчеркивает его значительность в собственных глазах и дает чувство нужности в семье. И это чувство — еще один рецепт удовлетворения эмоционального голода.
Пусть вокруг будет больше счастливых мам, пап и детей!
Еще больше идей и советов, как сделать наши взаимоотношения с детьми более гармоничными и радостными вы сможете найти в бесплатной книге Дарьи Фёдоровой «Как воспитать ребенка счастливым? Быстрые рецепты на каждый день»