Дарья, поясните, пожалуйста, тему похвалы. Сейчас серьезно разговариваю со своим мужем на тему того, как правильно хвалить детей. Мы в этом году старшего ребенка отправили в сад на полдня, в силу необходимости социализации. Она у нас девочка общительная, ей не хватает общения с другими детками. Но я вижу, что она из детского садика принесла такую вещь – в любом действии хочет быть первой. Например, раздеваемся после прогулки, устраивает соревнования: кто первый побежит мыть руки или кто первым побежит закрывать двери. Она часто кричит: «Я первая, это моя победа!» В садике царит соревновательный дух, частые эстафеты. Их приучают к тому, что хорошо быть первыми.
О том, как правильно хвалить ребенка мы уже говорили с Вами в моем видео. Давайте обратим внимание на оборотную сторону медали этой темы.
Ориентация на свои успехи
На самом деле это не очень здорово, потому что человек должен соревноваться не с кем-то, а с самим собой. Цель нашей жизни не в том, чтобы кого-то победить, а в том, чтобы развиваться самим. Мы должны преодолевать собственные успехи. Мы чего-то достигли и дальше сами ставим себе следующую планку и достигаем следующих целей.
Мы ориентируемся при этом не на того, кто стоит рядом, а именно на свои успехи. Тогда этот рост будет постоянным, с одной стороны, с другой стороны, человек сможет лучше и эффективнее себя реализовывать, потому что у него не будет проблем в работе с командой. Если все время хочешь быть первым, понятно, что становится трудно сотрудничать с другими людьми, потому что в каждом действии претендуешь на то, что все делаешь лучше всех.
Комплекс перфекциониста
Возникает множество комплексов, в том числе комплекс перфекциониста, когда, мы знаем, что можем сделать что-то несколько хуже, чем кто-то в нашем окружении и начинаем страдать из-за этого. Прочитали историю про миллионера и думаем: «Эх, я так не смогу. Миллион долларов не заработаю. Может я заработаю 300 тысяч рублей. Но мне нужно работать и зарабатывать так, как миллионер. Если он так смог, значит и я должна так же. А если я так не могу, значит, незачем и браться за это. Какой смысл?»
Сразу закрывается очень много дверей, много возможностей и, вместо того, чтобы чувствовать наше истинное предназначение и идти по своему пути, мы вступаем в эту гонку «Кто лучше» и забываем о том, а что же на самом деле нам нравится.
Правила похвалы
Это оборотная сторона того, как правильно хвалить. Нельзя говорить, что ты лучше всех, сделал лучше всех, обогнал того-то. Надо хвалить за поступки, за конкретные вещи, за то, что ребенок научился делать лучше по сравнению с тем, что он делал вчера. Прочел сегодня на 20 слов больше, чем вчера – за это хвалим. Пробежал сегодня на 10 метров больше, чем вчера или на 10 секунд быстрее, чем вчера – за это мы хвалим.
Важно подчеркивать то, что ребенок научился делать, его умения сегодня в сравнении с тем, что раньше он делал менее хорошо или вообще не умел. Раньше не знал, какая буква написана, а сегодня сам ее прочел. Раньше не умел читать – научился сегодня.
Старайтесь воспитывать не соревновательный дух в детях, а любовь к работе в команде, коллективе и к помощи друг другу. Большая доблесть не обыграть кого-то в шахматы, а помочь тому, кто хуже играет, его поддержать, научить и порадоваться за его победу. Это более великодушно и более естественно, это ближе к человечности, к человеческим качествам, чем к животным инстинктам, когда нужно быстрее настигнуть свою жертву и съесть ее. Давайте стараться уходить от этих принципов животного мира и обращаться ближе к нашей духовности, видеть то, для чего мы в этот мир посланы, быть осознанными родителями.
Больше информации на тему перфекционизма и похвалы Вы можете получить, прочитав бесплатную книгу «Как воспитать ребенка счастливым? Быстрые рецепты на каждый день»