Мария Потапова, автор интернет-проекта «Детская академия», рассказывает читателям «Портала для мамы», как можно организовать во времени всестороннее развитие ребенка.
Я выделяю 4 основные области, которые нам помогут понять, куда мы двигаемся, чего мы хотим добиться. Для меня отправной точкой является так называемое «стратегическое планирование».
Для детей я выделяю основную точку — это полугодовое планирование. Для деток – школьников можно брать за основу и 9 месяцев —полноценный учебный год. Для малышей до школы я предлагаю брать именно полгода. А до полутора лет вообще брать интервал 3 месяца, поскольку здесь все более динамично, и нужно пересматривать свои планы несколько чаще. Но повторю, что это некое стратегическое планирование, это выявление основных сфер развития, над которым стоит работать и те точки — ваши достижения, к которым вы хотите стремиться.
Как правило, для этого я руководствуюсь нормами развития. Но всегда делаю оговорку, что нормы нормами, а каждый ребенок индивидуален. Поэтому где-то мы можем опережать, где-то запаздывать, но если я вижу, что мы запаздываем, это для меня определенный сигнал, чтобы направить туда всю энергию, посвятить этому наше время для занятий. Все-таки это неплохой ориентир для того, чтобы понять, куда двигаться.
Следующий момент в планировании — это планирование на месяц. Что я здесь выделяю? Это определение каких-то событий. Может быть, это будут события связанные с Вашим семейным досугом. Как правило, план на месяц — это основные события на выходные. Даже, если Ваш малыш еще довольно маленький, то все равно Вы можете позволять себе светские выходы, посещение парков, зоопарков и даже музеев. Это будет очень полезно и для Вас и для Ваших малышей. Кроме того, в плане на месяц обязательно должны быть как семейные, так и общероссийские праздники. Если это у Вас войдет в привычку, то Вы действительно сможете сделать каждый месяц особенным и не пропустить какие-то яркие события.
И мы переходим с Вами к планированию третьей ступени — это план на неделю. Это одно из ключевых направлений и то, что Вам в дальнейшем будет помогать. Это Ваш главный помощник. Именно недельный интервал я беру для того, чтобы гармонизировать все сферы развития. Потому что если даже бегло посмотреть, что нужно развивать в ребенке и мелкую моторику, и физическое развитие, и интеллектуальное, и не забыть про эмоциональное, то можно схватиться за голову, и в течение дня действительно это сложно реализовывать каждый день. Но если брать как отправную точку неделю, то Ваше развитие на самом деле способно получиться гармоничным и без проблем для Вас.
В плане на неделю я советую вам выделить те сферы развития, в которых Вы будете в дальнейшем планировать конкретные занятия. То есть в плане на неделю мы с Вами выделяем, что сегодня мы занимаемся мелкой моторикой, творчеством, и, например, почитаем какую-то книжку, которая поможет нам развивать знания об окружающем мире. На следующий день мы сделаем акцент на эмоциональном развитии и физическом. В среду — это третий день недели — у нас будут несколько другие задачи, и флагман мы передадим, например, развитию речи. Хотя, разумеется, есть такие сферы развития, которые в определенный период, в определенный возраст ребенка требуют ежедневного внимания.
Ну и чтобы получалось заниматься ежедневно, вам все-таки нужен некий план на каждый день. Этот план может включать в себя те занятия, которые Вы делаете ежедневно, например, мелкую моторику. До школы она действительно актуальна ежедневно. Но в каждый день Вы можете записать что-то новенькое, что есть в Вашей копилочке или то, что особенно нравится ребенку. Нет смысла, например, каждый день играть с крупой. Во-первых, у ребенка так интерес довольно быстро пропадет, а во-вторых, есть масса других вариантов, которые тоже хочется попробовать. Чем больше мы предлагаем вариантов для игр ребенку, тем шире становится его мировоззрение. Я считаю, что это тоже не стоит упустить.
Кроме сфер, которые мы прорабатываем каждый день, Вы можете дополнительно брать какие-то сферы, которые будут задействованы в течение недели только в определенные дни. Это например творческие игры. В какой-то день вы можете запланировать краски, в какой-то день пластилин или аппликацию, то есть то, что доступно в Вашем возрасте. Тем самым опять же в течение недели Вы охватите это многообразие творческих игр и ничего не забудете. Я так живу уже 2 года 3 месяца со своим младшим сыном, и я это успешно реализовывала уже со средним сыном, когда мы начинали заниматься.
Это была выдержка из вебинара Марии Потаповой «Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день — это реально!» который звучал в рамках эстафеты для мам «7 граней материнства».