Давайте вспомним первую строку книги Нового Завета Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А кто является Богом для крохотного, беззащитного создания, появившегося на свет, кто становится его центром Вселенной? Конечно, мама! И пусть малыш еще не понимает смысла этих слов, не может их произнести, но своими внутренними ощущениями он чувствует: те руки, что его держат, те губы, что его целуют, тот голос, что нежно обволакивает его слух, тот молочный аромат, что вдыхает его маленький носик — это его божество, его сила и опора — его МАМА!
С того самого заветного мгновения, когда вы услышали робкий или, может быть, настойчивый первый крик вашего малыша, провозглашающий его появление на свет, в вашем мире все переворачивается. Нам, женщинам, дано быть проводником этого фантастического чуда – рождения новой жизни, но, одарив нас столь ценным подарком, Вселенная возлагает на нас и огромную ношу и дает нам гигантскую ответственность. Теперь нам недостаточно быть просто ценным сотрудником, чудесной женой или надежным другом. Теперь мы — несоизмеримо большее. На нас лежит ответственность быть защитой и оградой. Быть учителем и наставником. Быть молитвой и талисманом. Быть воплощением нежности и чуткости. И в то же время быть образчиком непоколебимости и решимости. Легко ли это?
Кажется, что быть матерью – это естественно, что это ипостась, которая не требует от женщин особых умений и знаний, а идет от природы. Как ошибочно это «кажется»! Да, конечно, многие процессы в нас с рождением ребенка запускаются «инстинктивно», на уровне подсознания и чувствования. Но все же человек – это очень сложноорганизованная система и порой недостаточно одних инстинктов, чтобы суметь правильно направить ребенка в ментальном и психологическом плане. Ведь малыш – это не только набор физиологических потребностей, это еще пока маленький, но уже человек, личность! И только от мамы (ну, и от папы, конечно, тоже) зависит, какая личность, какой характер сложится у ее малыша – позитивный, уверенный в себе, творческий, любознательный в хорошем смысле этого слова или, напротив, зажатый, скованный, мыслящий по шаблонам и ждущий указаний со стороны.
Родители не только показывают малышу этот мир и его разнообразие, они сами являются центральной его точкой. Не зная других моделей, малыши копируют себе наше поведение и реакции (в том числе и негативные), наши отношения друг с другом и сторонними людьми, наши мысли и убеждения. Тот образ жизни, что ведет семья, те устои и традиции, что в ней приняты, тот стиль общения, что в ней задан, те представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо» — все это проецируется в сознание ребенка, перерабатывается и остается с ним во взрослой жизни. Психика ребенка очень восприимчивая и чуткая. Те эмоции и действия, что срываются у нас порой «сгоряча» или на автомате, могут в ребенке оставить неизгладимый отпечаток и сильные впечатления. Ребенок не силен в логических связях, он трактует все на уровне чувств, делая уничижительные для его самооценки выводы «меня не любят», «я не ценный», «у меня ничего не получается». А мы, как правило, даже и не осознаем, что «вырвавшимся» замечанием, критикой, неловко оброненным словом, все больше и больше закрепляем в ребенке эти представления. Наши реакции часто даже не осознанны, они – отображение тех моделей, что были переняты нами ранее из наших же семей, от наших же мам и пап. И часто мы просто слепо копируем слова наших же родителей, которые – вспомните, ну, правда, же? – так угнетали нас в нашем детстве. И сами того не желая (а чаще, руководствуясь совсем обратными мотивами) – мы взращиваем психологические проблемы и разнообразные комплексы, начиная от заниженной самооценки и заканчивая перфекционизмом. Все это роддом оттуда – из детства.
Возможно, свою лепту в сформированные нами неэффективные шаблоны воспитания вносит и окружающий мир с его историей и реалиями. Нынешние родители еще застали авторитарный режим Советского Союза, а если и нет – они его в полной мере могут прочувствовать на своих родителях, нынешних бабушках и дедушках. В те времена не было принято решать и думать самостоятельно, ведь был же верховный руководящий орган, партия все знала лучше нас. Это убивало в людях инициативность, творческий подход, желание «высунуться», люди старались быть как все и учили этому своих детей — нас с вами. Наша система образования построена примерно на том же принципе, как правило, она учит «слушаться старшего» (что само по себе и не плохо, если бы не возводилось в ранг абсолюта), мыслить по шаблонам, а не находить свои решения. Вот и получается, что вырастает маленький «исполнитель», а не яркая, креативная личность, у которой есть свои стремления, желания, мысли. Но в наше с вами время – очень интересное, уже не работают стандартные, привычные шаблоны. На коне тот, кто может изобрести, найти нестандартное решение, найти такой ход, чтобы все ахнули. Поэтому не говорите ребенку, что облачко должно быть белым, а небо – синим. Выращивайте в нем уникальность и неповторимость!
Благодатная атмосфера любви и уважения, как правило, формирует в людях самодостаточность и уверенность в себе, расправляет плечи и дает вырасти крыльям. И чтобы кто ни думал – это очень нелегко и очень ответственно. Поэтому быть матерью – это каждодневный труд, кропотливая и круглосуточная работа, 24 часа в сутки, без перерывов и выходных. Работа по созданию личности. И только от вас зависит, сложится ли она в Личность с большой буквы. Ни ваши слова, ни книги, ни наставления учителей (это уже позже, в более осознанном возрасте приход «наставника» может сдвинуть что-то в сознании) не влияют на ребенка так, как ваш живой пример. Если вы говорите ребенку «не кричи», а сами разговариваете с мужем на повышенных тонах – не лукавство ли это, не двойной ли стандарт, непонятный для малыша? И как вы думаете, перестанет ли ваш ребенок кричать? Пример для ребенка более важен, чем ваши наставления. Поэтому, если хотите привить ребенку положительные черты и привычки, потрудитесь над их созданием у себя. И будет вам счастье! 🙂
Собственно, как раз об этом – о счастье – мы открываем цикл статей. О том, как воспитать счастливого ребенка. Как сделать так, чтобы процесс воспитания был не в тягость, но проходил с радостью, любовью и позитивными результатами. Основная составляющая этого рецепта – любовь, а остальные ингредиенты мы вам подскажем! Любите своих детей, не забывайте о себе и своих родных и ждите наши статьи!
Кстати, в немалой степени счастье наших детей зависит от того, как они себя ощущают: ценными ли, нужными ли, значимыми ли для нас и окружающих. Отсюда у ребенка формируется самооценка и ощущение уверенности в себе, которое жизненно необходимо для человека не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
Еще больше идей и советов, как сделать наши взаимоотношения с детьми более гармоничными и радостными вы сможете найти в бесплатной книге Дарьи Фёдоровой «Как воспитать ребенка счастливым? Быстрые рецепты на каждый день»