Дарья Федорова, автор тренинга «Профессия МАМА: как воспитать ребенка счастливым? Быстрые решения на каждый день!»
Недавно я получила вот такое письмо от одной из подписчиц:
«Мои нервы, как натянутая струна. Моя трехлетняя дочь совсем не слушает меня, и метод “поставить в угол” не дает результатов.
Я совершенно потеряла голову и чувствую себя проигравшей в этой борьбе. Я не хочу применять физическую силу или громко кричать на нее, как делали мои родители.
Чего я хочу добиться? Я хочу, чтобы она понимала, что я – главная, и когда я прошу ее сделать что-то или послушаться меня, то она должна это сделать.
Неужели такое поведение нормально для 3-летней девочки?
Мама, выбившаяся из сил…”
Знакомо? Узнали своего ребенка? Не знаете, что делать в такой ситуации? Читайте дальше! 🙂
“Дорогая Мама, выбившаяся из сил!
Во-первых, вы – не проигравшая, а просто мама, которой нужны новые инструменты. Я догадываюсь, что вы не проходили специальных курсов о том, как вести себя с 3-летними детьми. Поэтому будьте снисходительны к себе.
Многие родители обращаются ко мне с вопросом: “Как должен вести себя нормальный 3-летний ребенок?” Неважно, в каком возрасте, на этот вопрос можно ответить так: смотря как поведение ребенка сказывается на вас и на нем самом. Из вашего описания я поняла, что это просто период отрицания (период “не хочу – не буду”).
Давайте рассмотрим, что происходит с вашей дочкой. Дети в дошкольном возрасте должны развить множество новых навыков, включая:
- желание большей независимости ( “Я сам!”);
- утверждение своих желаний (“Я хочу это!”);
- изучение дружеских отношений (“Отдай мою игрушку!”).
Самое лучшее, что вы можете предпринять в воспитании 3-летнего ребенка – это поддержать его стремление овладеть этими новыми навыками, не позволяя, чтобы его требования перерастали в капризы, а желания – в баловство. Чтобы быть уверенной в том, что вашего ребенка минуют дурные привычки, с которыми потом трудно бороться, будьте строгой, но доброй и находите в каждой ситуации то, чему может научиться ваш малыш.
Чем больше самостоятельности вы будете предоставлять вашей дочке (во многом она будет несовершенна), тем меньше будет борьбы по каждому поводу. Подумайте, какую работу по дому вы можете ей доверить, в соответствии с возрастом. Найдите, каким способом она может вам помогать. Поручите ей наполнять миску для собаки, подержать дверь, когда вы заносите сумки, накрыть на стол и т.п. Чем больше она будет занята полезными делами, тем меньше времени останется на негативное поведение.
Будьте настороже, когда вы начнете применять такой подход, ваша дочь будет продолжать “испытывать” вас.
Вот 6 шагов, которые можно применять с 3-летним ребенком, если он просто не хочет слушаться:
Объявите тайм-аут.
Запрет на продолжение каких-то действий. Это срабатывает для некоторых детей (но не является лучшим способом). Помните, что есть только один-единственный человек, которого мы можем контролировать – это мы сами. Если тайм-аут не действует (ребенок отказывается идти в “угол”, оставаться в “углу”, или говорит, что он сам устанавливает правила и вам следует идти в “угол”), то следует найти другие пути вдохновить его на правильное поведение, сделать так, чтобы он сам этого захотел. Как этого добиться – описано в следующих пунктах.
Убей в себе “Начальника”!
Многие родители твердо уверены в том, что мама должна быть главой домашнего очага, и контролировать всех и все. Но мы должны помнить, что ребенок моделирует наше поведение каждую минуту. Наши дети учатся больше на наших действиях, чем с наших слов. Если они видят маму в роли “начальника”, наверняка тоже захотят быть “начальниками”. К сожалению, малыш может быстро превзойти маму-учителя, и тогда начнется настоящая борьба за власть!
Давайте свободу в пределах ограничений.
Вместо положения начальника, представьте себя наставником, советчиком или гидом. На вас возлагается миссия обеспечить ребенка всеми необходимыми для его жизни знаниями, дать ему понять причинно следственные связи между его поступками и их последствиями. Например, “Тебе нужно собрать игрушки, и мы пойдем к бабушке. Хочешь навести порядок сейчас или через 10 минут?” Ребенок должен знать правило, и еще важнее – он должен знать, что вы это правило соблюдаете. Насколько вы последовательны в своем поведении, настолько ребенок будет верить вашим словам и соответственно менять свое поведение.
Оставайтесь непреклонной, но спокойной и доброй.
Если ребенок настойчиво сопротивляется, будьте последовательны до конца. Избегайте крика, ругани и грубости. Не позволяйте себе купиться на слезы, и ни в коем случае не вступайте в дискуссию. Оставайтесь верной своему решению, но доброй. Скажите малышу, что когда он захочет помириться, пусть просто подойдет к вам и вы обнимите друг друга. Я знаю, что оставаться спокойной гораздо тяжелее, чем советовать это, но вы должны попробовать!
Используйте воспитательные меры за конкретный проступок.
Наказание вызывает у ребенка чувство “я – плохой”, и редко приводит его к мысли “как стать лучше?”. Если вы сталкиваетесь с одной и той же проблемой в поведении снова и снова, очевидно, ваш малыш не извлек урока из своих ошибок. Убедитесь, что ваши меры относятся к проступку самым непосредственным образом. Чтобы облегчить процесс воспитания, дайте ребенку четко понять: какое последствие его ожидает за каждый отдельный проступок. Например, если он плохо обращается с компьютером – время игры тотчас заканчивается, если выплескивает воду из ванны – купание завершено, если балуется с едой – выходит из-за стола. Напоминаю, действуйте неумолимо, но с доброжелательностью.
Цените достижения ребенка.
Дети ждут похвалы, они хотят знать, что их участие ценно для вас и приводит к улучшению ситуации. Не забывайте говорить им об этом, как можно чаще.
Познание методов, как мотивировать вашего ребенка вести себя хорошо, требует времени и постоянной практики. Но, потратив время на изучение воспитательных приемов сейчас, вы приобретете десятки лет без душевной боли и разочарований. Продолжайте изучать эту тему, продолжайте практиковаться каждый день, расширяйте права и возможности своей 3-летней малышки, и скоро обнаружите, что ее поведение улучшается!”