Анна Кутявина, автор проекта «Сказочный мир», психолог, журналист, сказочница
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была Мама. Она была очень доброй и отзывчивой, заботливой и любящей. Да что там, ведь свое почетное имя она получила не просто так – в ее семье росло девять детишек. И большие, и маленькие, все они были очень дружны и веселы, помогали друг другу и вместе радовали Маму своими успехами. И было чем. Каждый из детей, даже самый маленький, которому было всего пять лет, нашел свое любимое занятие, жил яркой жизнью, наполненной смыслом и жаждой нового, и целой гаммой чувств. Соответственно, жаловаться и плакать без повода детям совершенно не хотелось. Ведь они знали, что в любой момент могут обратиться за советом к Маме, Отцу, к учителям или к Богу. И не боялись этого.
Мама очень радовалась успехам своих детей, да и сама жила очень интересной жизнью. Она рисовала замечательные картины, вышивала, пекла самые красивые в округе торты. А также учила старшеклассниц в школе домоводству и прочим жизненным премудростям. И, конечно, находила время на любимого мужа, который ее просто обожал.
А в другом городе, на противоположном краю земли, жила-была Женщина. Она была еще совсем молода и неопытна, и только-только вышла замуж. Выросла Женщина в маленькой семье, где, кроме нее, были только мать и бабушка. И обе они были несчастны, каждый день плакались на свою горькую судьбу и уговаривали Женщину родить ребеночка для себя, да и чтобы им понянчиться. Мол, так хоть какой-то смысл в жизни появится, ведь должен же человек для кого-то жить. Должен!
Понимала Женщина, что тут что-то не так. Но вот что – не знала. Только чувствовало ее сердечко, что, прежде чем приводить на свет дитя, надо бы мудрости немного поучиться, понять, зачем все это в жизни происходит. А тут как раз по телевизору увидала она Маму, ее детей и их счастливые улыбки. «Вот у кого надо учиться!» — подумала Женщина, и стала уговаривать мужа отпустить ее за тридевять земель, повидаться с Мамой.
Долго ли, коротко ли, упросила она мужа. Благо, человек он был хороший и любящий, понял, как важно все это для жены его единственной. Собрал он ей сумочку небольшую, купил билеты и благословил в дорогу дальнюю. Хотел было сначала и сам с ней ехать, но Женщина отговорила. Мол, этот путь ей самой надо пройти. И так будет лучше для всех.
И вот прилетела Женщина в город заморский. Сразу же на пути ей встретились хорошие люди, подсказали, где Маму найти. Оказывается, ее здесь каждый знает, и все очень уважительно отзываются! Говорят, добрейшей души человек, и советчица наилучшая.
«Это как раз то, что мне надо» — подумала Женщина и улыбнулась.
Вот уж и дом виден, в котором Мама живет. Подошла Женщина ближе, и сердечко ее как затрепещет!
— Страшно? – сочувственно улыбнулся кот, лениво потягиваясь на крылечке.
— Ничуть! – Женщина высоко подняла голову. – Просто чувствую, что мне надо!
— Это хорошо, — мурлыкнул усатый собеседник. – Тогда заходи. Мама как раз рисует.
Женщина зашла в дом. И видит – сидит Мама перед мольбертом, рисует портрет. Женщина пригляделась и увидела черты лица, похожие на свои.
— Заходи, я тебя ждала, — улыбнулась Мама, приглашая Женщину присесть на диванчик. – Чай будешь?
— А откуда Вы… — Женщина застыла, удивленная.
— Не знаю, — пожала плечами Мама. – Просто образ такой пришел. А я привыкла слушать свои ощущения.
— Аааа… — улыбнулась Женщина. – Мне у Вас спросить надо.
— Конечно, — Мамино лицо просияло. – Только сейчас чайник поставлю.
Через пять минут они сели за стол, уставленный тарелочками с плюшками, вареньем и пряниками. А в центре красовался большой торт с надписью «Материнская любовь».
— Будешь? – кивнула Мама в сторону торта.
— Только маленький кусочек, — смутилась Женщина.
— А ты не стесняйся, ешь. На всех хватит.
— Спасибо, — гостья положила в рот кусочек торта. – Пожалуйста, научите меня этому…
— Чему? Торты печь?
— Нет. Быть хорошей мамой!
— Интересный вопрос, — улыбнулась Мама. – Только я не знаю точного ответа. Единственное, могу рассказать тебе одну историю. Хочешь?
— Конечно, — кивнула Женщина.
И Мама начала свой рассказ:
«Когда-то давно, когда я была совсем юной и неопытной, я пошла за советом к мудрецу. Я задала ему вопрос:
— Что такое материнская любовь?
Он ответил достаточно туманно:
— Это один из столбов, на которых держится мир.
— Это я знаю, — ответила я. – Но как же ее узнать?
— Любовь глазами не увидишь, и ушами не услышишь, — продолжал мудрец. – Она живет только в сердце.
Вот смотри. Маленький ребенок хочет спрыгнуть вниз со второго этажа. Ты останавливаешь его, он плачет, бьет тебя ногами, вырывается. Ты плачешь рядом с ним. Что это?
— Не знаю.
— Это защита. Пока ребенок совсем маленький, без этого никак. Но вот когда дитя подрастает, а мама по-прежнему коршуном бросается на всех, защищая свое сорокалетнее чадо от внешнего мира – это уже слишком. Понимаешь?
— Да, кажется, понимаю.
— Или, например, малыш в год еще не умеет сам кушать. Мама кормит его из ложечки. Это забота, прекрасное качество. Но вот ребенок вырастает, а мать по-прежнему кормит его и оставляет на своей шее до пенсии – это что?
— Инфантилизм?
— Со стороны ребенка – да, верно. Но со стороны мамы это еще и чувство вины, неуважение к ребенку, страх отпустить его в большой мир. Где же здесь любовь?
А если вдруг ребеночек приходит особенный, с которым заниматься много надо, работать. А мать только охает и ахает вокруг, да плачет над несчастной долей, это что, как думаешь?
— Жалость? – предположила я.
— Верно. И к любви она никакого отношения не имеет, запомни. А ежели мама, наоборот, подбадривает дитя, позволяет ему делать самостоятельные шаги, поддерживая только в тех моментах, где необходимо, — то вот это как раз и есть помощь. И она уже исходит из любви.
И вот, еще один момент. Бывает, матери ждут, что дети их станут великими врачами, учеными, писателями. Все силы вкладывают в них, все надежды. А дети противятся, не хотят. Это как называется?
— Завышенные ожидания?
— Верно. А все из-за привычки оценивать все. Это так, а это не так. Вот только так будет хорошо, а иначе – плохо. Но ведь жизнь не столь однозначна, правда?
— Думаю, да, — улыбнулась я. – Но неужели ничего не надо ждать от ребенка?
— Запомни, мы можем отвечать только за себя и свой путь. А ребенка можно просто поддержать в поиске его собственной неповторимой дороги. Присматриваться к нему, наблюдать, спрашивать. Мы должны помочь детям вырасти не художниками или скульпторами. Наша задача – дать путевку в жизнь счастливым людям. А остальное – уже задача Бога и самого ребенка. Понимаешь?
— Кажется, да, — меня в тот момент словно ведром холодной воды окатили. – Получается, материнская любовь – это защита младенца, забота о малыше, бескорыстный труд, без построения планов на уже взрослого ребенка?
— Похоже на то, — кивнул мудрец. – А еще это готовность к изменениям. К большой душевной работе. И к взращиванию собственного счастья.
— Счастья? – снова удивилась я.
— Конечно, — поднял брови мудрец. – А разве ты можешь научить кого-то быть счастливым, и чувствовать вообще, если сама этого не умеешь? Начинать всегда стоит с себя.
— Спасибо! – я поблагодарила старика и ушла, вся в раздумьях».
— И чем все закончилось? – Женщине не терпелось узнать продолжение истории.
— Как видишь, — улыбнулась Мама. – Теперь я счастлива. Как и мои дети.
— В этом и состоит материнская любовь?
— Думаю, да. Быть счастливой и дарить свет детям. И у тебя все получится. Обязательно!
— Спасибо! – на глазах Женщины выступили слезы. Она сразу вспомнила свою маму, бабушку. И так стало грустно и тепло одновременно. – Можно, я Вас обниму?
— Конечно, — рассмеялась Мама. — Будь счастлива сама! И тогда весь мир вокруг изменится, вот увидишь!
Всю дорогу домой Женщина думала о словах Мамы. А, вернувшись, достала старую тетрадку, в которую когда-то давно любила записывать мысли, фразы, стихи.
Сейчас у нее большая и дружная семья, а еще она ездит по всему миру с поэтическими концертами. Просто Женщина. Просто Жена. Просто Мать. И просто Счастливый человек.