Краски, пластилин и прочие материалы для творчества – все это отличный способ развивать моторику и креативность ребенка, но вот только не всегда дети готовы к творческому занятию по маминому сценарию.
Поэтому я решила в этой статье собрать ссылки на все свои заметки в блоге о наших творческих буднях, начиная с 6 мес. и уже до 6 лет старшей дочки.
Но сначала пару слов о материнских ожиданиях…
Чтобы творческие занятия доставляли радость и Вам, и ребенку, соблюдайте три главных принципа:
1. Дайте! Чем раньше, тем лучше!
Не бойтесь знакомить малыша с материалами для творчества как можно раньше (благо сейчас есть и краски, и пластилин, которые можно есть, и если вдруг Ваш ребенок съест кусочек бумаги тоже ничего страшного не произойдет! – даже если это кусочек уже прочитанной папой газеты… 🙂 ).
Дети очень консервативны по своей природе, поэтому, чем старше становятся, тем настороженнее относятся к новым вещам и процессам, внезапно появляющимся в их жизни.
Но не торопитесь давать ребенку в руки «инструменты» для творчества – кисточки, формочки, ножницы… Позвольте ему пощупать все руками, помять, порвать, попробовать на запах, на вкус и испытать радость безграничного творчества, рисуя ладошками, пятками и прочими частями тела. Дети должны ПОЧУВСТВОВАТЬ, чтобы полюбить процесс.
И, конечно, никогда не ругайте, если он весь перепачкался в краске или нарисовал на столе. Лучше покажите ему, как потом убрать за собой рабочее пространство и по возможности привлеките его тоже к этому процессу (в 6 мес. это еще сделать сложно, а вот в 1,5 года уже вполне можно дать тряпочку, чтобы стереть со стола воду или краски).
2. Забудьте о шаблонах и рамках!
Не стремитесь ограничивать рабочее пространство ребенка рамками листочка А4 или доски для лепки. Начните с листа ватмана. Пусть ребенок смело рисует ладошками, пятками и даже попой на рулоне обоев или создает свои шедевры на целой стене в ванной (Смыть краску – 5 минут, а удовольствия на целых 30! 🙂 ).
И не начинайте с шаблонного творчества. Не стоит начинать приобщение к рисованию с предложений «Давай нарисуем домик!», а к лепке — с «Давай слепим кошку!».
Творчество по шаблону – это деятельность левого полушария. А развитие креативности живет у нас как раз в правом полушарии.
Поэтому подобные задания бессмысленны для развития креативности. Дайте волю ребенку выразить свои чувства и эмоции в свободной для него форме. Кстати, это еще и отличный способ арт-терапии, чтобы снять напряжение у малыша, помочь ему выпустить переизбыток эмоций, с которыми он пока еще не научился справляться самостоятельно.
И заодно покажите ему необычные способы творчества: рисуйте любыми подручными предметами, разукрашивайте пластилином картины, распечатанные на фотобумаге, приобщите ребенка в ленд-арту на прогулке, посыпьте еще влажную картину солью и понаблюдайте вместе, что произойдет…
Да, и не ругайте ребенка, если он рисует облака оранжевыми, а не белыми или если он говорит, что его любимый цвет – черный (это все наши взрослые «стереотипы» о том, что правильно и хорошо, а что нет, а сознание ребенка еще свободно от этих «штампов», так не засоряйте же его голову раньше времени, чтобы в ней успели еще взрасти зачатки креативности).
3. Будеть ведомы, доверьтесь ребенку!
Все мы разные. И дети тоже все разные. Поэтому Ваш ребенок не обязан вписываться в чьи-то представления о том, что он «должен» уметь и любить в определенном возрасте (в том числе, и в Ваши! 🙂 ).
Некоторые детки больше любят рисовать, другие – лепить, третьи – клеить аппликации. Но в каждом виде творчества можно найти оригинальный подход и необычные решения.
В разном возрасте ребенок может больше интересоваться одним из видов творчества, например, сначала увлечься аппликацией, а потом, спустя полгода, вдруг стать неутомимым художником. Будьте ведомы ребенком, обращайте внимание, что ему нравится больше в данный момент, и предлагайте разные идеи в этом виде творчества.
Цель вовсе не в том, чтобы научить ребенка рисовать, лепить или клеить! Цель в том, чтобы помочь малышу развиваться и позновать мир. Так пусть он сам выберет наиболее интересный для него способ!
И помните, что главное в освоении любых навыков (в том числе и в процессе творчества) – зона ближайшего развития ребенка. Т.е. Ваши творческие игры должны быть доступны ребенку и должны у него получаться, сначала с Вашей помощью, а затем и самостоятельно! Иначе он быстро потеряет интерес к процессу… Бессмысленно предлагать годовалому малышу слепить человечка. Зато можно увлеченно катать с ним разноцветные шарики, а потом предложить нажать пальчиком на шарик, прижав его к листочку бумаги, и показать, как из таких шариков-лепешек он легко может «нарисовать» цветочек.
И в заключение хочу поделиться с Вами секретом успешных творческих занятий одновременно с несколькими детьми разного возраста. Этот секрет очень прост: у каждого ребенка должно быть место и материалы для творчества, такие же, как у всех остальных – если краски, то каждому, если пластилин, то каждому свою коробку, если бумага, то каждому своя стопка или большой лист ватмана, вокруг которого могут сесть все (а лучше длинный рулон обоев, чтоб уж точно каждый нашел себе пространство для творчества 🙂 ).
Младшие будут моделировать поведение старших, поэтому им обязательно потребуются именно такие же краски, как у старших и именно такая же кисточка и бумага! Учитывайте это обстоятельство, и, чтобы избежать конфликтов в процессе творчества, покупайте сразу несколько наборов одинаковых материалов для каждого ребенка.
И, наконец, обещанные примеры нашего творчества в разном возрасте:
С 6 мес. до года:
http://fedarse.4mother.ru/2009/10/tvorcheskie-budni/
http://fedarse.4mother.ru/2009/11/ya-leplyu-iz-plastilina/
http://fedarse.4mother.ru/2010/03/konstruktor-na-kuhne-izobretenie-reb/
В год-полтора:
http://fedarse.4mother.ru/2010/03/lepim-applikatsii-s-godovalyim-malyishom/
http://fedarse.4mother.ru/2010/06/idei-dlya-tvorchestva-s-15-godovalyim-malyi/
В 2 года:
http://fedarse.4mother.ru/2010/10/applikatsii-s-2-h-letnim-malyishom-osennie/
http://fedarse.4mother.ru/2011/07/dlya-tvorchestva-net-pregrad-yunyiy-hudozhnik/
http://fedarse.4mother.ru/2011/08/yunyiy-malevich-risuem-na-oboyah/
http://fedarse.4mother.ru/2011/08/vo-chto-igrat-na-dache-idei-dlya-tvorchestva-s-rebenkom-2-5-3-let/
В 3 года:
http://fedarse.4mother.ru/2011/10/osennyaya-tarelka-podelki-s-malyishom/
http://fedarse.4mother.ru/2011/11/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-lenivyih-roditeley/
http://fedarse.4mother.ru/2012/06/risovanie-dlya-detey-3-let-primeryi-tehnik-i-rabot/
http://fedarse.4mother.ru/2012/06/lepka-s-detmi-3-let-primeryi-tehnik-i-rabot/
http://fedarse.4mother.ru/2012/06/applikatsii-dlya-detey-3-let-primeryi-tehnik-i-rabot/
Наше совместное творчество в 2 года , 4 года и 5,5 лет:
http://fedarse.4mother.ru/2014/09/nasha-tvorcheskaya-vecherinka/
http://fedarse.4mother.ru/2014/10/nashe-konstruktivnoe-tvorchestvo/
Интуитивное рисование в 6 лет:
http://fedarse.4mother.ru/2014/11/intuitivnoe-risovanie-s-detmi/
А вот по этой ссылке Вы можете получить запись моего вебинара «Развиваем играючи! 50 летних забав с детьми 2-4 лет на свежем воздухе и не только…»:
http://4mother.ru/wppage/razvivaem-igrayuchi-2/