Марина Суздалева, руководитель «Клуба увлеченных мам»
Под понятием «Логоритмика» или «Логопедическая ритмика» понимается целенаправленный комплексный подход к устранению разнообразных речевых нарушений. Логоритмика — это коррекционно-педагогическая деятельность, в основе которой заложено взаимодействие слова и двигательных упражнений под музыкальное сопровождение.
Речевая и двигательная деятельность связаны друг с другом и в комплексе решают целый ряд задач развития ребенка.
С одной стороны, это развитие физических качеств — формирование двигательных навыков, улучшение работы функций координации движений и равновесия, повышение ловкости, положительное влияние на работу дыхательной и кровеносной систем.
С другой стороны, логоритмические упражнения способствуют развитию речевых способностей — улучшению темпа речи, ритма дыхания, повышению уровня работы памяти и восприятия информации на слух. По мнению специалистов, уровень развития двигательной деятельности является сопутствующим фактором развития речевой деятельности. Поэтому чем лучше и больше ребенок двигается, тем эффективнее будет развиваться или восстанавливаться речевой процесс.
Перечисленные речевые способности можно сформировать при правильном подборе речевого материала. В основном такой речевой материал представлен разнообразными стихами, поговорками, чистоговорками и пословицами. Данные формы речевого материала легко запоминаются малышами и успешно сочетаются с двигательными упражнениями.
Использование логопедической ритмики как метода логопедической работы заключается в проведении физических упражнений с обязательным применением речевого материала и музыкального сопровождения. Стоит учитывать, что музыкальное сопровождение является не дополнением к логоритмике, а основным ее компонентом. Благодаря систематическому использованию логоритмики, у ребенка улучшается работа всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, речевой и двигательной.
Занятия логопедической ритмикой должны содержать в себе все возможные виды деятельности, направленные на развитие артикуляционного аппарата, моторики рук, фонематического слуха и других психофизиологических процессов. Реализовать это можно с помощью таких средств обучения, как артикуляционная гимнастика и массаж языка, пальчиковые игры, зрительные упражнения. Для двигательной деятельности в структуру занятия следует включать ходьбу в разном темпе, проговаривание речевок с соответствующими движениями, равномерный бег под музыкальное сопровождение, подвижные и музыкально-ритмические игры с выполнением мимических и жестовых упражнений. При этом содержание логоритмического занятия организовывается в игровой форме, что позволяет легко заинтересовать ребенка и дольше удерживать его внимание на выполнении упражнений.
Специфические занятия логопедической ритмики могут проводиться только подготовленными логопедами-дефектологами. Но и в домашних условиях можно использовать логоритмические упражнения для развития речи и музыкальных способностей малышей. Главное при этом грамоный подход, умение поддержать интерес малыша. Занятия лучше проводить регулярно и желательно в одно и тоже время.
Чтобы выявить препятствия, которые могут помешать занятиям, прослушайте бесплатный аудиокурс «5 врагов регулярных занятий с ребенком. Найти и обезвредить!»