Дарья Федорова, автор онлайн-тренинга «Профессия МАМА 2.0: как воспитать ребенка счастливым? Быстрые решения на каждый день!»
Сегодня мы развиваем наших детишек, начиная буквально с рождения, когда они ещё в пеленках. Идея раннего развития покорила умы мам, стала модной. Что мы только не делаем с нашими детьми! Мы используем разные методики для раннего развития: по Доману, Лупан, Зайцеву, обучаем их чтению чуть ли не с рождения, стремимся, чтобы к 2-3 годам ребенок уже самостоятельно читал. Придумываем игрушки для развития их пальчиков, мелкой моторики, шьем сами замечательные развивающие коврики. Мы учим их плавать с рождения, занимаемся динамической гимнастикой, в общем, развиваем всё, что возможно. Но в основном все эти методики больше направлены на интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Здесь важно маме понять, что помимо всего этого есть ещё и такие аспекты, как общение, т.е. развитие социальных навыков, духовное развитие, а еще развитие таких качеств, как уважение к маме, к взрослым, развитие уверенности в себе и понимания себя. И здесь, именно в развитии психологических навыков, мама может тоже очень помочь ребенку, причем важно начинать помогать ему в этом уже с самого раннего детства.
Что интересно – не надо ничего дополнительно покупать, изобретать. Мы это можем сделать в обычных бытовых ситуациях. Просто немного сместить какие-то акценты, поменять подачу информации ребенку, наш стиль общения с ним – и Вы сразу сможете поддержать своего ребенка и развить в нем такие навыки, как, например, уверенность в себе.
Как мама может воспитать ребенка уверенным в себе? Что она может для этого делать?
Те, кто знаком с инструментами тайм-менеджмента, знают, что такое «Журнал успеха». Взрослые что делают? Заводят тетрадку и в неё записывают какое-то выполненное, важное для них дело и потом периодически перечитывают эту тетрадку, когда у них плохое настроение или нет желания что-то делать. Для вдохновения. И таким образом, себя мотивируют. Как можно этот инструмент видоизменить для ребенка?
Заведите красивую тетрадь или альбом, назовите её «Тетрадь добрых дел» и вписывайте в эту тетрадку успехи ребенка вместе с ним. Он должен прочувствовать процесс, когда он достигает чего-то сам, когда он делает что-то новое, необычное, где ему необходимо себя немножко преодолеть, освоить новый навык, помочь маме — вот это всё надо фиксировать и записывать в тетрадку. Ставите дату и пишите, например, что сегодня ребенок помог мне вымыть пол — и собираете кладезь добрых дел вашего ребенка вместе с ним, чтобы он ощущал свою важность, ценность и то, что у него уже есть достижения. Вместе с ребенком можете потом показать её Деду Морозу, бабушке, дедушке. Это очень сильно поднимет его уверенность в себе.
Если ребенок еще не умеет читать-писать, хорошо вовлекать его в процесс записи, позволяя нарисовать небольшую картинку, связанную с его достижением или вклеить фотографию события. Пусть это будет альбом успеха, тогда вам будет интересней всё это перелистывать, вспоминать, и это уже будет тетрадка на века.
Если сегодня ребенок сказал «мама», а завтра – «мамочка», то опять похвалить? Какие события записывать? В журнал надо записывать события, которые значимы, т.е. когда первый раз сказал, тогда записали, а когда это стало рутиной, происходит каждый день, то уже не фиксируем. Мы хвалим ребенка тогда, когда он немного преодолевает себя. Это должны быть первые, пусть маленькие, но уже достижения.
Как еще повышать уверенность в себе у ребенка? Обязательно хвалить его и как можно чаще. В нашей жизни мы часто одергиваем детей, твердим «Это нельзя! Это не делай! Сюда не залезай!», и тогда их уверенность себя падает. Нам необходимо чаще фиксировать себя и детей на положительном, именно на том, что ребенок делает хорошо, что у него получатся.
Если он где-то ошибся, надо просто помочь ему преодолеть этот этап, научить его, как эту ситуацию можно исправить. Тем самым вы поддерживаете его уверенность в себе, уверенность, что он умеет преодолевать препятствия. Когда же ребенок сделает что-то хорошее, позитивное, именно тогда активно хвалите ребенка, а не принимайте это просто как должное.
Ещё один аспект – надо ребенка «учить ловить рыбу, а не давать эту рыбу» уже в готовом виде. Т.е. надо помогать ребенку, научиться делать самому. Не надо всё делать за ребенка. Кажется, что он ещё маленький, давайте его побережем и сделаем за него (покормим с ложечки, застегнем все пуговички, завяжем шнурочки — потом научится). В этот момент мы лишаем его возможности почувствовать свой первый маленький успех. Т.е. мы сами его портим, балуем и лишаем уверенности в себе за счет того, что не даем сделать самому. Поэтому наблюдайте за собой и в следующий раз, когда захочется что-то сделать за ребенка, остановите себя в этом порыве и дайте ему возможность это сделать самому. Подскажите, помогите, если он попросит, но не делайте за него.
А если он не хочет сам одеваться, кушать и т.д.? Тут всё зависит от возраста ребенка. Возможно, вы слишком долго делали всё за него, и он уже к этому привык, и теперь не хочет кушать сам, т.к. привык, что мама всё делает за него. Тогда здесь надо переучивать постепенно, т.е. говорить: «Я буду очень счастлива, показать тебе, как ты можешь это сделать сам!» Если надувает губки, делать это снова и снова, каждый раз подчеркивая, что вы с большой радостью научите его делать это самого, и будете гордиться им, за то, что теперь он будет это делать сам.
Очень хорошая статья. Я бы даже назвала ее
Важнее, чем «раннее развитие» : развиваем уверенность в себе!
Ирина, принимается! 🙂
Про тетрадку мне очень понравилось! Возьму себе на заметку на будущее!!!
Согласна! Мы часто стараемся развивать интеллект ребенка, забывая при этом о более важном — развитии полезных психологических качеств. Уверенность в себе одно из таких важных полезных свойств. Про дневник очень понравилось, думаю будет стимулировать ребенка делать добрые дела. Для своей дочери я использую похожий подход: каждый раз, когда она делает что-то хорошее или преодолевает себя я даю ей по маленькой бусинке. Постепенно их накапливается достаточно для изготовления творческого изделия.
какая заменчательная идея про тетрадку!!! почему мы сами не догадываемся про такие простые и гениальные вещи!!!
Я с самого рождения веду записи успехов сына. Сейчас ему 2 года. И тетрадей-дневников тоже уже 2. Планирую оформить красиво в виде книги. Там записаны не только этапы физического развития, но и самое интересное, новое, неожиданное для сыночка. Упомянутую в статье Книгу успеха легко выделить отдельно, чем я и займусь. Символично будет начать отдельный дневничок только с успешно выполненными делами сразу после дня рождения! Так что спасибо за идею в самое удобное для нас время!
Да, согласна, идея действительно замечательная! Ведь это поможет не только стимулировать малыша, но еще и иметь память о самых важных событиях первых лет его жизни! А в дальнейшем он и сам будет вести подобный дневник успеха!
Статья просто клад и бесценная информация!Надеюсь никто не сомневается в том,что детей необходимо приобщать к внутри семейным делам,их надо обязательно учить самообслуживанию,взаимопомощи,взаимоуважению,у них должны быть свои обязанности за выполнение которых они ОТВЕТСТВЕННы!!!Если в детстве этому не научить,в дальнейшей жизни во взрослой этому учиться ну о-о-о-очень трудно!Как раз имеем такую проблему с братом мужа!Самое страшное в том,что все вышеперечисленные качества он реально не понимает либо понимает в таком извращенном виде,что в голове не укладывается-как всё можно было это перевернуть с ног на голову. и анализируя поведение 23-летнего человека, понимаешь,что всё,буквально всё за него делали.Он совершенно не чувствует себя частью семьи.Когда его пытаются привлечь к внутри семейным делам,бытовым или еще каким,непосредственно касающихся всех,включая его,он это расценивает как эксплуатацию,как нечто унижающее его.И объяснить уже ну ооочень трудно!
Поэтому лучше пусть мой сын научиться читать в 5 лет а не в 3,но уже сейчас в свои 2и9 сам собирает игрушки и вообще мне помогает и видит и знает-откуда в шкафу появляются чистые его вещи и еда в холодильнике!!!
Берегите себя!Мы не посудомойки и не прачки, не прислуга ни мужьям ни детям!
Журнал успеха у детей…. Мое отношение неоднозначно. Если не изменяет память, то у Чуковского в книге «от двух до пяти» есть фраза, что О детях ПРИ детях не говорят. Иначе это может привести к демонстративному поведению, а если начать показывать журнал всем родственникам и знакомым, то дети зазвездятся так быстро, что можно не успеть это исправить и до конца переходного периода. Мне думается, что если и делать «журнал успеха», то это должна быть тайна семьи, секрет «тайного общества». Поясню — ребенка хвалим, делимся достижениями с самыми близкими людьми, но если ребенок хочет похвастаться в садике, напоминаем, о тайне, уча таким образом скромности (вот этого современным детям точно не хватает).
Совершенно согласна с Многодетной мамой. Добавлю только, что к каждому ребенку надо подходить индивидуально. Если ребенок действительно очень неуверен в себе и не верит в свои силы, то такой дневник может и помочь, но во всех остальных случаях, я думаю, искренняя радость мамы или папы за какое-то достижение ребенка ему (ребенку) надолго запомнится и без специального фиксирования в дневнике. Это же эмоции, чувства, настоящие и сильные, а не документ какой-то. И, действительно, неизвестно какие могут быть последствия для психики ребенка в моральном отношении от такой «бесконечной похвальной грамоты». Все же здесь в каждом отдельном случае надо думать, исходя из индивидуальности ребенка.
Если Вы хвалите ребенка за его собственные достижения без сравнения его с другими детьми, сравнивая его нынешние успехи лишь с его собственными прежними результатами, то Вы укрепляете его самоценность, его уверенность в себе.
Если же Вы хвалите, сравнивая его с другими детьми и показывая, что «он лучше всех», тогда Вы укрепляете его самооценку, и есть риск, что со временем она станет завышенной, что и проявится в излишней «звездности».
Самоценность — отношение человека к самому себе, его вера в самого себя.
Самооценка — так мы видим себя в глазах других, точнее нам кажется, что так мы перед ними предстаем.
И совершенно неважно при этом, поощряете ли Вы ребенка на словах или с помощью журнала успеха. И не важно, публично или нет. Важно, КАК хвалите. К «звездности» ведет лишь «возвышение» ребенка над другими, а вовсе не признание его собственных успехов, даже и публично.
Кстати, публично хвалить даже полезно! Это гораздо сильнее укрепляет самоценность и учит ребенка принимать собственные успехи. (И публично полезно хвалить не только детей, но и мужа! Попробуйте! Уверена, он Вас приятно удивит!)
🙂
Я такую тетрадку завела ещё когда моя крошка у меня в животе была:) я описывала как она себя ведет, когда первый раз толкнулась, как папа её за ножку щекотал))) Сейчас ей 9 месяцев и теперь я пишу про первые улыбки, зубки, когда села, поползла и т.д. Хочу описывать значимые события в её жизни по-дольше, а потом подарить ей этот дневничок, например, на 16-тилетие. Я думаю ей будет приятно. Я бы хотела такой про себя почитать)))