Ирина Матвеева, мама замечательного сына, психолог
-Мама, я не хочу идти в школу, там очень трудно!
-Но кто тебе сказал, что там будет очень трудно?
-Учительница.
Из разговора дочки и матери.
Вам приходилось бывать на детских площадках? Тогда вы наверняка слышали реплики: «А мой пошёл в 10 месяцев…, а мой на горшок с пяти месяцев садится…, а мой читать в два года начал!» Мамочки с восторгом рассказывают о своих наследниках. В таких ситуациях мне всегда интересно – насколько глубоко они осознают весь потенциал своего ребёнка и так ли это важно, во сколько месяцев он начал ходить? Это искреннее желание подарить своему ребёнку мир или дань моде на ранее развитие, желание прихвастнуть и утвердится в глазах собеседниц?
Раннее развитие – это единственный шанс ребёнка сохранить и развить свои способности при терпеливых и любящих родителях — говорят одни. Когда ребёнок рождается он обладает колоссальной способностью к познанию мира. Согласно современными исследованиям развитие клеток человеческого головного мозга к 3 годам уже завершено на 70-80%. Окружность головы новорожденного — 35 см, двухлетки — 50 см, взрослого в 20 лет — 55 см. Именно этот период особенно важен в развитии человека. До 7 лет закладывается 50 процентов знаний об окружающем мире, навыки обучения, сценарии поведения и черты характера. Маленькие дети наиболее способные к обучению. Для них самым лучшим подарком является внимание. Самыми лучшими учителями для детей являются родители. Конечно, ребёнок в любом случае научится ползать в 7-8 месяцев, но если организовать специальную среду, увлекательные занятия, то он научится это делать в 5 месяцев. И за этот период он успеет много увидеть, потрогать и изучить. Учёба для него — это удовольствие, и он учится всю жизнь. И в результате – гармонично развитое маленькое чудо, которое любит мир, любит познавать и одарен способностями.
Другие же говорят что это издевательство над детьми, лишение малышей чудной поры – детства в угоду амбициозным родителям. Что ребёнку не по силам воспринимать такое количество информации. Появляются детские неврозы, отвращение к учёбе и ненависть к родителям. Такие дети не могут найти контакт со сверстниками, потому что очень агрессивны и очень высокого мнения о себе. Родители невольно внушают им идею некоторого превосходства над другими детьми. Дети напичканы ненужными знаниями, не самостоятельны, не могут почистить зубы или завязать шнурки…
Не секрет, что общепринятые нормы развития детей сильно изменились за последние 20 лет. Кого сейчас удивишь читающим пятилетним ребёнком? А раньше большинство детей приходили в школу и не умели читать. Дети стали раньше начинать ползать, ходить, говорить… Программы обучения в детских садах и средних школах почти не изменились. Нет грамотных квалифицированных кадров для обучения. В детских садиках на группу из 25-30 человек приходится одна воспитательница.
Существует также мнение, что это модное увлечение – раннее развитие – скоро пройдёт, что раньше без этого обходились как-то. Судите сами… Авиценна (Абу Али ибн-Сина) был сыном собирателя дани, по-нашему — налогового инспектора. В те времена собирать приходилось в буквальном смысле: руками перебирать, сортировать монеты, ювелирные изделия, посуду из ценных металлов, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, ткани.
А. С. Грибоедов получил домашнее, гувернерское развитие, его научили читать к трем годам. В одиннадцать лет он поступил в Московский университет. К шестнадцати годам закончил философский факультет. По документам об окончании учебы видно, что юноша получил два высших образования: юридическое и филологическое (словесное).
Софья Ковалевская, будучи ребенком, с увлечением целыми днями рассматривала математические формулы на листах из книги, которые использовали вместо обоев.
В. А. Моцарта с младенчества по требованию отца выкладывали у клавесина, когда на нем играла его мать. А играла она ежедневно. Естественно, как только малыш Моцарт стал ползать, он по несколько раз в день добирался до клавесина. А когда встал на ноги, то первой игрушкой был для него клавесин. И отец всячески поощрял “баловство” малыша за клавесином — он верил, что это — не баловство, а развивающая игра, которая разовьет сынишку в музыкального гения.
А. Эйнштейну в четыре года подарили магнитный компас, и он ежедневно играл с ним и поражался, пытался найти «невидимые нити», которыми стрелка привязана к северному полюсу. По свидетельству самого Эйнштейна, вопрос: «Почему стрелка сохраняет свое положение?», — всегда занимал его, и днем, и ночью. Все остальное интересовало его значительно меньше, учился он плохо и только с третьего раза поступил в Технологический институт…
Более 300 выдающихся гениев человечества, согласно их биографиям, которые в начале XX века проанализировала одна американская журналистка, объединяло то, что они имели одну общую страсть: все они почти непрерывно что-то писали. Кто-то из них писал в записных книжках, кто-то плодил сотни тысяч листов испещренной бумаги и дневников.
Многие авторы методик – Доман, Никитины, Зайцев, Монтессори – настаивают на том, что раннее развитие – не раннее, а как раз своевременное. И человеческий потенциал намного больше, чем было принято считать… Что это такое «раннее развитие»? Это интенсивное развитие способностей ребёнка в самом нежном возрасте – от 0 до 3 лет. Это специально созданная среда, в которой малыш живёт. Это предметы и объекты, предоставленные для рассматривания и обследования всеми органами чувств. Это игрушки, направленные на развитие зрительных, тактильных, обонятельных и других сенсорных ощущений. Это предоставление неограниченной физической активности малышу. Это интересные прогулки, познавательные экскурсии. Специальные книги, адаптированные картинки – от качественных фотографий млекопитающих до репродукций картин известных художников. Это пальчиковые игры, скороговорки, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Это, в первую очередь, активная позиция родителей.
Давайте познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.
Борис и Елена Никитины — родители семерых детей из подмосковного Болшева, создатели принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Ими открыто и описано явление «НУВЕРС» — «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры «ступеньками творчества». Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее), шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой поверхности), рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а перебирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение «по первому кругу»- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет — учиться «заново», что дается труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и обливание), массажа. Их игры — «уникуб», «кубики для всех», «сложи квадрат» и пр. — рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Они вариативные, многоуровневые. Это игры-головоломки для развития логического и образного мышления. Каждая игра — набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Игры строятся в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». А потому игры не имеют возрастного ограничения — познавательны в течение всей жизни. Игры Никитиных напоминают блоки Фридриха Фребеля, немецкого педагога 19 века, основателя первых детских садов — KinderGarten, что знакомят ребенка со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.
Николаей Александрович Зайцев — выдающийся питерский педагог-новатор, автор метода овладения чтением, письмом и счетом. Его многочисленные пособия, основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего, игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала. Пытаясь говорить, младенец «выдает» целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющиеся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения «Кубики Зайцева» для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе. Изучение чтения построено на принципе «складов» — пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика — например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными. Обучение математике отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц «Сточет», пособия родителям «Нам в сотне тесно».
Глен Доман — наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка», как вольно переводится оригинальное название «Better Baby Institute» (BBI). Он пришел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, и особенно в первые 3 года. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: количество нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки, отмирают. Обучение математике происходит по карточкам с крупными красными точкам. При этом вслух называют их количество: показывается не цифрой (абстрактным значком), а точками, дабы ребенок смог почувствовать реальное количество. После первых двадцати цифры следуют примеры. Каждую карточку рекомендуется показывать вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 — 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 10-30 секунд, повторяется несколько раз в день. Исходя из практики, можно сказать, что лучше показывать карточку настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа. Энциклопедические знания. Доман считал, что заучивание голых фактов, их систематизация — легкая задача. Дети выучат все, тем более что изучать начинают с чистого листа предметы, цифры, все остальное. Более того, чем они моложе, тем легче заучивать. Родителям необходимо сделать тематическую подборку карточек с сериями изображений растений, животных, великих людей и другие. Обучение чтение по Доману — показ, озвучивание целого слова. Те же белые карточки с написанным на них крупно красными словами. Начинать следует как можно раньше, до года. По мере взросления ребенка Доман увеличивает продолжительность занятий. В 1,5 — 2 года начинает изучать японский язык, знакомить его с современным искусством, обучать игре на скрипке, другом музыкальном инструменте.
Сесиль Лупан — бельгийская актриса, считала вслед за одним из мудрецов, что «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Она воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критики существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Она мама, увлекшаяся идей раннего развития. Её цель — дать советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет. Это сборник упражнений и советов, цель которых — стимулировать развитие ребенка от рождения до школы и даже после поступления в нее. В игровой форме можно изучить такие области знаний, как биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки и литература. Рекомендации Сесиль Лупан не оставят вас равнодушными. Претворяя их в жизни, вы обязательно придумаете что-то свое. .
Мария Монтессори — итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина — доктор медицины. Изначально она работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала «посильные» игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы — сам ребенок. Если он выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Ребёнок самостоятельно изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Уроки для малышей в монтессорианских группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкать нос. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы и крючки, завязывать шнурки. Сенсорный Монтессори-материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов — величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Это шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши и т.д. Правила, которые создаются в каждой конкретной группе заново, могут немного отличаться по форме и содержанию, но всегда направлены на защиту интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Как пример можно привести следующие: «Хочешь работать вместе — договорись об этом», «Можно наблюдать за работой других, не мешая им», «После работы приводим материал и рабочее место в порядок», «Когда трудно — просят о помощи и благодарят» и т.п. Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе. Сенсорный материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов — величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Это — шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры и клавиши. Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Помоги мне это сделать самому! Вот ключ к решению проблемы! Нет необходимости гнаться за результатами – чем раньше, тем лучше. И чем бы вы не занимались, принимайте малыша таким как он есть, уважайте его. Можно составить индивидуальный план, подходящий вам обоим. Использование самых лучших методик воспитания ничего не даст, если нет любви, честности и терпения. Начинать как можно раньше и учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим. Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители. И тогда вы с гордостью скажете подругам: «В этом мире есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям — это корни и крылья».
Спасибо за статью! Очень познавательно и очень вовремя для меня 🙂 Лаконично, по сути и без лишней воды. Спасибо!