С Вами руководитель и ведущая «Клуба интеллектуального досуга» Вера Яшина – мама двоих дочек почти 4 и почти 8 лет. И сегодня я хочу с Вами поговорить об очень важном с моей точки зрения аспекте гармоничного развития ребенка.
Я очень люблю развивающие игры, меня можно из магазина развивающих пособий вытащить только силой, я заказываю с периодичностью раз в две недели развивающие книги в интернет-магазине, я много читаю своим детям и очень переживаю, если за день не успела с детьми провести очередное развивающее занятие… Вернее я переживала раньше, еще с первой дочкой: сейчас немного смешно вспоминать, что я считала более важным, например, «поразвивать» ребенка, чем погулять с ним. «Это же пустая трата времени: а надо успеть столько всего вложить в голову ребенка!».
Смешно и грустно, особенно от того, что это не я одна такая ненормальная, это тенденция времени. Столько, сколько сейчас говорят о раннем развитии, не говорили никогда. Иногда, честное слово, возникает мысль, что весь мир сошел с ума. И ни от того, что я против развития детей, против занятий дома с детьми (я как раз за, иначе бы не создавала бы свой интернет-проект), а от того, что весь процесс обучения поставлен с ног на голову. Например, появилась идея, что «нейронные связи в голове» необходимо развивать с пеленок, и тогда ребенок будет гениальным: запомнит к школе десяток энциклопедий, будет бегло читать и считать десятками, и даже сотнями. И все издательства, кружки, сами родители срочно взялись за детей, срочно начали им с пеленок показывать карточки, презентации, учить читать: «А вдруг не успеем и к 2 годам ребенок не будет уметь читать!» И никто почему-то не объяснил бедным родителям, что «игры разума» могут быть достаточно опасными: искусственно созданные нейронные связи могут позже тормозить естественное развитие ребенка из-за того, что важные сенсорные и эмоциональные пласты вовремя не были заложены.
Так что, давайте спешить не будем, и, развивая наших детей, будем действительно задумываться о его «раннем развитии, а не о раннем обучении». Прошу понятия не путать. Предвижу, что сторонники интенсивных занятий с детьми уже решили бросить читать эту статью, а родители, которым некогда «заниматься» со своими детьми, облегченно вздохнули… А зря: на самом деле работы по развитию детей в дошкольном возрасте для родителей и их детей – огромное количество! Нужно только понимать, что и для чего делается. Например, для кого необходимо научиться считать сотнями в дошкольном возрасте: для мамы с ее высокими амбициями или для ребенка?
И одной из самых важных составляющих гармоничного развития малыша, а также становления его как личности, уже в столь раннем возрасте является, как это ни парадоксально звучит, ОБЩЕНИЕ с ребенком. Причем и в общении необходимо помнить некоторые основополагающие принципы, чтобы потом дети не обращались к своим родителям с фразами: «Папа, ты с кем сейчас говорил?”
Даже обладая большим количеством знаний о том, как правильно общаться с детьми, родители не всегда знают, что и как говорить. Родители знают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей. Поэтому глубоко убеждена, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Хорошо, что сейчас в силу информационной доступности, родители имеют возможность читать замечательные книги по психологии и применять описанные там принципы в жизни. Так одной из моих настольных книг является, например, книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
Я ее очень люблю, часто советую знакомым и перечитывала не один раз на всем протяжении своего материнства. Когда читаешь книгу первый раз, то она просто ошеломляет, открывает новый взгляд на процесс общения с детьми, окрыляет, думаешь, что да, теперь будешь именно так общаться и слушать своих детей. Потом понимаешь, что уже как-то забыл, как приступить к активному слушанию, быстро скатываешься на привычное поведение и ловишь себя на мысли, что теория теорией, а жизнь жизнью.
На самом деле единственный способ освоить потрясающий навык активного слушания — это практика!
Практика, практика и еще раз практика!
Беру книгу вновь и начинаю путь каждый раз сначала, но на самом деле, все больше и больше понимая своих детей. И это такое потрясающее чувство, когда ты слышишь своих детей, когда они с тобой говорят!
Именно сейчас я с удовольствием взяла эту книгу снова, листаю ее страницы, читаю правила и все заново осмысливаю, чтобы сразу же применить на практике. Хотите вместе со мной и еще более сотней думающих мам начать или продолжить Ваш личный путь в новые отношения с ребенком? Тогда присоединяйтесь к бесплатному флешмобу «Мама, послушай меня!», который проводится в «Клубе интеллектуального досуга»!
Дорогие родители, удачи Вам в общении с детьми! И помните, что именно Вы способны и созданы для того, чтобы научить Ваших детей позитивной коммуникации!