Ирина Тагохина, психолог cемейного центра «Рождество»
В наше время появилось много детских центров, где предлагают развивающие занятия для детей разного возраста. Развивать ребенка стало модно с пеленок. В магазинах появилось много развивающих игрушек, развивающих книжек. Развитие в моде! Очевидно, люди не хотят стоять на месте. Ведь развитие – это движение вперед, прогресс! Какие родители не желают, чтобы их ребенок двигался вперед, развивался? Все желают. Но как развиваться и куда двигаться? Этот вектор выбирают тоже родители.
Так что же такое развитие? Чем оно отличается от воспитания? И что важнее воспитать или развить ребенка? А, может, всё вместе?
Итак, сначала развитие?
Развитие ребенка бывает физиологическое и психическое.
О физиологическом развитии ребенка, о том, как и когда растут тело, органы и ткани, о нормах формирования организма можно узнать у врачей, анатомов и физиологов.
Нас же интересует психическое развитие ребенка. Развитие психики ребенка — процесс созревания и усложнения высших психических функций.
Понятие «развитие высших психических функций» включает в себя две группы явлений. Первая – это процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – язык, письмо, счет, рисование. Вторая – это процессы развития специальных функций таких как внимание, память, образование понятий, воображение, восприятие, эмоции и т.д
Выделяют следующие возрастные этапы развития:
- развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года;
- развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;
- созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет.
Так же выделяют факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка:
- Наследственно-биологические
- Специальные:
- воспитание
- обучение
- влияние окружающей среды.
Теперь о воспитании.
До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре В.И. Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»
Так же, воспитание определяется как целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
В современной педагогике воспитание определяется как развитие направленности личности, её мировоззрения, убеждений, стремлений, интересов и идеалов.
В психологии воспитание рассматривается как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.
Давайте подведем итоги. Одним из факторов, влияющих на развитие психики ребенка, является воспитание. Определение воспитателем (родителями) в каком ценностном поле будет развиваться их чадо чрезвычайно важно. Получается, что без передачи культурного опыта, традиций, убеждений, стремлений и идеалов невозможно развить ребенка, т.к. оно – развитие может происходить только в культурно-ценностной среде. Значит, развить способность рисовать можно одинаково, ставя во главе разные ценности. И от них зависит, будет ли красивый рисунок актом вандализма или исцеляющей картиной.
развивать ребенка, я считаю, это не модно, это нужно и важно. я убеждена, что то количество развивающих игрушек и товаров, которыми сейчас заполнены магазины и интернет-сайты, это не плохо, это очень хорошо. ведь ребенок может в процессе игры сам доходить до того, что у него что-то получается. мы недавно открыли для себя школу семи гномов. здесь очень большой выбор детской литературы и развивающих игр. очень нам понравились книжки игрушки. сейчас заказали с пальчиковыми куклами. потом возьмем с пазлами.