На страницах «Портала для мамы» Вера Яшина, дважды мама, кандидат наук, руководитель «Клуба интеллектуального досуга» рассказывает о том, как можно ребенку развить его речь.
На что обратить внимание при развитии речи?
Первоочередное — это формирование словаря. Здесь более или менее понятно, в каком возрасте какие направления развития речи и словаря существуют. В первую очередь это животные, головные уборы, обувь, одежда, посуда, мебель, виды транспорта. Что важно иметь в виду?
Первое. У нас в русском языке есть не только существительные, но и глаголы, которые обозначают действия. Обязательно нужно за этим тоже следить, не зацикливаться только на вещах.
Второе — это прилагательные, которые описывают признаки предметов, и это тоже очень важный уровень, причем здесь не нужно бояться сложных слов. Возвращаясь к эмоциональному интеллекту: мы говорим с детьми про цвет, про форму, а про эмоциональные оттенки редко говорим и редко обращаем на них внимание. Очень важно, чтобы ребенок знал эти чувства. Умел их выразить и к школе уже мог бы сказать, что с ним происходит. Не просто ему грустно и плакать хочется, а что в данный момент он испытывает печаль, в другой момент он испытывает эмоцию грусти, в другой момент у него возникла обида. Эти слова — признаки этого состояния — это тоже очень важный момент. Это как прилагательные и признаки.
Третье — это всякие маленькие словечки – предлоги, междометия. Тоже важно их правильное употребление.
Следующий момент — это части. Не только общие существительные, но и части предметов.
Дальше, что важно — это звуковая культура речи. Здесь, кроме того, что мы можем помочь нашему ребенку осваивать звуки, чаще всего родители считают, что: «Пусть логопед этим занимается этими звуками, а я ничего сделать все равно не могу. У меня ребенок маленький и ничего не получится». Но часто бывает именно, что мы можем помочь нашим детям, и потом процесс становления звуков будет идти гораздо более быстрым темпом. Плюс еще ребенок не будет себя ощущать ущербным, что его не понимают. Известно, что когда маленький ребенок начинает говорить и говорить не очень понятно, и его вдруг не понимают — это вызывает бурю эмоций: «Как это, меня не понимают! Какой-то я не такой». У ребенка может выработаться неуверенность в своих собственных силах. Поэтому когда мы задумываемся о звуковом состоянии речи нашего ребенка, то важно попробовать развить все виды деятельности, которые влияют на звуки. Что я имею в виду?
Вспомогательная деятельность, помогающая поставить правильную речь
Во-первых. Без хорошо поставленного речевого дыхания не появляются потом хорошие звуки. Может быть, Вашему ребенку просто не хватает этих навыков речевого дыхания и здесь нужно поиграть с ребенком в игры, где нужно на что-то дуть, что-то надувать, пускать пузыри в стакан, придумывать игры — тут понюхать, тут подышать.
Очень полезно формировать навык полного дыхания, когда ребенок дышит не поверхностно, а от животика грудью полностью надувается как шарик, а потом сдувается полностью тоже, весь свой запас воздуха выдыхает. Это так называемое полное дыхание. Это первый обязательный пласт, который развивает речь ребенка.
Второе — это его состояние мышц. То есть, возможно, ребенок не может говорить звуки, потому что у него не совсем развиты мышцы. Причем не только языка, губ, еще и щек, шеи и подбородка, и над переносицей. Все эти мышцы на самом деле влияют на то, как получается звук. И причина, что ребенок какой-то звук не произносит или произносит его непонятно, может быть, как раз в том, что у него эти мышцы не работают. Их нужно массажировать, тренировать, надувать щечки, гладить носик, хлопать по губкам.
И следующим этапом после этого необходимого массажа идет развитие артикуляции. Когда мы уже начинаем работать язычком. Почему логопеды не берутся работать с детьми до 5 лет? Берут иногда в 4, если совсем плохо со звуками, тогда с 4 начинают. Потому что очень сложно. Даже если вы сами проведете экспресс-тренинг, и попробуете язык в разных состояниях подержать, то после окончания 10-ти минутных занятий Вы почувствуете, что у Вас все устало, и, вообще, не все Вы можете сделать, хотя Вы взрослый человек, хорошо говорите и аппарат речевой Ваш хорошо развит. А что говорить о ребенке, который первый раз это начинает делать? Во-первых, он еще не осознает и ребенок не может управлять своим язычком хорошо. Вы ему говорите: «Подними язычок к небу». А он не очень понимает, как его можно поднять и управлять. И здесь потихонечку можно и нужно выполнять язычковую гимнастику по желанию и с 3 лет. В нашем логопедическом клубе занимались и занимаются детки, которым меньше 3 лет, 2 с половиной года и они постепенно осваивают эту артикуляционную гимнастику и, я так думаю, что все звуки в итоге встанут без особых проблем. Если до 5 лет откладывать этот вопрос, то потом очень сложно звуки встают и очень сложно расшевелить язык.
Это была лишь небольшая часть интереснейшей информации, что рассказала Вера Яшина на вебинаре «Развитие речи дошкольника – роскошь или необходимость?», состоявшемся в рамках весенней эстафеты для мам «7 граней материнства».
Речь человеку необходима, и естественно, человек с чистой и развитой речью добивается в жизни большего. И ребенку речь надо развивать с раннего детства, пополнять словарь, произносить звуки правильно. Все это требует внимания со стороны родителей, а не только логопедов и прочих специалистов. Статья очень полезная. Спасибо.