Сегодня у нас в гостях Катерина Фридман, увлеченная, творческая мама замечательного сыночка
И говорим мы сегодня о творчестве с детьми. 🙂
— Катерина, с какого возраста лучше начинать заниматься творчеством с ребенком и как именно?
— Заниматься творчеством можно уже с 7-8 месяцев. Начинать лучше всего с рисования – примерно к 9 месяцам ребенок уже может научиться держать карандаш, кисть, но они должны быть достаточно толстыми.
Рисование хорошо начинать с демонстрации того, как смешивать цвета в ячейках палитры или специальных емкостях и с рисования по мокрой бумаге.
Не надо настаивать на том, чтобы карандаш был взят правильно, в этом возрасте ребенок не сможет этого сделать. И не надо переживать, что малыш рисует левой – примерно до 2 лет у детей обе руки развиты одинаково. В дальнейшем, Вы можете спокойно перекладывать карандаш, ложку в правую руку, но насколько я знаю, сейчас уже мало кто переучитывает левшей, так как это может сказаться на их развитии и эмоциональном состоянии.
Одновременно можно начинать заниматься лепкой. Для начала занятий лепкой вполне достаточно будет, если ребенок просто помнет пластилин в руках, попробует отщипнуть кусочек.
При этом не надо настаивать на понятности и осмысленности получаемых рисунков и слепленных фигур.
А с 10 месяцев ребенок может начать заниматься аппликацией. Начинать лучше всего с самоклеющейся бумаги и многоразовых наклеек. Мы любили отклеивать мебельные наклейки с болтов от кровати, после этого, чтобы уберечь кровать я купила ему книжку с многоразовыми наклейками. А сейчас особой популярностью у нас пользуются логопедические сказки с наклейками. По моей просьбе сын наклеивает наклейку с лягушонком на изображение лягушонка в книге, а наклейку с медвежонком на изображение медвежонка.
И, конечно, не стоит в этот ранний возраст ждать от вашего ребенка шедевров. На самом деле, первый след от кисти, пальчиков – это уже первый шаг в искусство.
— А есть ли какие-то возрастные особенности занятий творчеством?
— Я считаю, что практически нет. Ребенок может научиться всему, что мама будет ему демонстрировать (естественно с учетом его физиологических возможностей). Мне кажется, что регулярные занятия дадут хорошие результаты вне зависимости от возраста. Безусловно, чем старше ребенок, тем более сложные действия он может делать самостоятельно.
Мой ребенок в 1 год и 3 месяца стал самостоятельно катать колбаски. Правда, лучше всего у него это получается на наклонной доске спортивного комплекса.
Единственное ограничение, надо выбирать более безопасные и качественные краски и пластилин. При желании их можно сделать в домашних условиях. Или рисовать альтернативными способами – соком, молоком и домашним майонезом.
Рецепты домашнего приготовления красок и теста можно посмотреть в свободном доступе в интернете, вы найдете множество рецептов.
— Надо ли родителям уметь хорошо лепить, рисовать, чтобы заниматься творческим развитием с ребенком?
— В раннем возрасте точно – нет. Особых навыков для этого не потребуется. Достаточно уметь лепить разнообразные фигурки, пусть и не очень красиво.
Вот пример литературы, которая поможет родителями без особых усилий научиться рисовать и лепить:
- «Как нарисовать зверюшку за 30 секунд» Павла Линицкого
- «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Марии Новацкой
Детям достаточно даже простого узнаваемого силуэта, чтобы понять, что изображено.
Когда я сделала своему ребенку кошку из целого куска пластилина, он около получаса ходил с ней по квартире и говорил «ки-ки…», хотя там от кошки-то уже только колбаска осталась, а ребенок все равно «видел» кошку.
А уж с ежиком из маленьких деревянных палочек или макарон мы играли чуть ли не час. И что самое удивительное, сын прямо лелеет их в руках, бережет этого ежика и его иголочки-палочки, конечно, сминает, но не специально, просто от того, что хочет покрепче схватить своего ежа… Ни с одной игрушкой он не играет насколько аккуратно, как с моими пластилиновыми зверюшками. 🙂
— Как заинтересовать ребенка тем видом деятельности, который ему не интересен, или если ребенку вообще не интересно творчество?
— Это вопрос, с которым я сталкиваюсь чаще всего. И я хочу подробно на нем остановиться.
Во-первых, виды творчества для развития детей раннего возраста взаимозаменяемы.
И творчество, на самом деле, намного шире лепки, рисования, аппликации.
Каковы причины того, что ребенок не хочет заниматься творчеством?
Возможно, Вам самим неинтересно заниматься творчеством? Ребенок всегда видит, интересно ли маме рисовать или лепить. И рано или поздно он обязательно подключится к Вам. У ребенка может быть могут быть совсем другие интересы в данный конкретный момент. Возможно, он еще просто не готов спокойно сидеть на месте.
Спросите себя, а почему для Вас так важно заниматься творчеством с малышом?
- Если просто потому, что надо рисовать, лепить и клеить, то ребенок этого не знает.
- Если потому, что это хорошо развивает мелкую моторику, воображение, речь, то достаточно, чтобы ребенок занимался даже каким-то одним любимым видом творчества или же можно формировать эти навыки другой деятельностью.
- Побудьте с собой наедине (хотя бы в мыслях) и спросите — не мучит ли Вас чувство вины? Возможно, и у Вас сейчас главный смысл творческих занятий в том, что Вы считаете, что чего-то недодали ребёнку. А это чувство вины совершенно никому не нужно, ни Вам, ни детям. Вы самая лучшая мама для своего ребёнка.
Я очень хорошо помню то время, когда у меня только родился ребенок, и, читая форумы, блоги, других мам, мне все время казалось, что я его недостаточно развиваю. Но выстроив систему своих комплексных занятий и видя, что ребенок хорошо развивается, я успокоилась и перестала волноваться на этот счет.
Что же делать, если ребенок отказывается заниматься творчеством?
- Примите тот факт, что ребенку в данное время больше нравится катать машинку и разбрасывать кубики.
Вспомните себя, если Вас кто-то заставляет что-то делать очень настойчиво, Вы будете это делать? Даже если будете, то вряд ли с большим удовольствием. А ребенок в силу своего возраста занимается только тем, что ему интересно.
Возможно, после паузы, ребенок сам проявит интерес к привычным видам творчества — вырезанию, рисованию и лепке.
- Не каждому ребенку подойдет расписание — сегодня лепим, завтра рисуем. Ребенок может, благодаря врожденной способности к закреплению новых навыков многократно, повторять одно и то же — рисовать два месяца подряд размазыванием краски по бумаге. И это нормально! Несколько недель изо дня в день мять пластилин и не делать ничего «похожего» и «правильного» – это тоже нормально! Резать в клочья ,неправильно держа ножницы, пачки цветной бумаги — это нормально! Успокойтесь, дайте ему стопку рекламных журналов — они яркие и бесплатные, пусть режет.
- Замените материал для лепки. Если лепите из покупного теста — попробуйте пластилин, глину, домашнее тесто.
- Купите дополнительные инструменты для лепки: формочки для пластилина, ножички, может быть, они помогут заинтересовать ребенка.
- Не просите его выполнять сразу что-то сложное. Если ребенок вообще не лепит, то пусть он просто, хотя бы, помнет пластилин в руке, пусть найдет спрятанный в нем мелкий предмет.
- Выделите ему специально оборудованное место для творчества.
- Понаблюдайте за малышом в течение нескольких дней и поговорите с ним о том, что его особенно интересует, и попробуйте вместе порисовать, полепить и т.п. на эту тему, поиграйте в это вместе.
У нас пластилин лежит почти в свободном доступе. На полочке, чуть выше его роста. Ребенок просто подходит к шкафу и просит достать ему пластилин, когда он попадается ему на глаза. Также и с красками. Бывает, конечно, что оставив баночку где-то ниже, я застаю его уже размывающим краску по всем близлежащим предметам и на нем самом. Ну что ж теперь? Это ведь ребенок, а стирает у нас машинка. Вместе убираем следы творчества, ребенок несет испачканные вещи на кухню, там же закладываем в машинку и ставим на усиленную стирку.
- Пригласите друзей с детьми на совместные занятия.
Но есть и более простые и не менее эффективные способы, ведь творчество – это не только лепка, рисование и аппликация!
Даже, если у ребенка только пятиминутное увлечение рисованием или он вообще абсолютно равнодушен к нему, его все равно можно считать творческой личностью, если, к примеру, он лезет в любые мамины творческие процессы с целью навести беспорядок, и все пробует переделать по-своему.
Кроме того, некоторые родители почему-то не считают творчеством, например, художественное раскладывание вещей и кубиков в коробке? А вдруг это зачатки гения дизайнера интерьеров или будущего знаменитого конструктора?
— Чем можно компенсировать обычные творческие занятия?
— Замените творчество другими видами деятельности. Направьте свой родительский творческий порыв на развитие ребенка с помощью той деятельности, которая ему действительно интересна.
Если это игра в машинки, то постройте из кубиков, мягких игрушек, мячиков полосу препятствий к любимым машинкам, можно разучить пару «цирковых трюков» – например, посоревноваться с мамой, кто пройдет, не задев эти баррикады, кто проползет на коленочках с животрепещущими звуками до стола, изображая, то кошку, то собаку, а может быть, даже проползти как змея. Можно пролезть под стульями, изображая ежика, придумать маскарадный костюм из Ваших вещей и порадовать родственников театральным представлением с переодеваниями.
Присмотритесь, может ребенок давно творит — находит совершенно нестандартные решения, например, придумывает игры во дворе. или создает «тайные общества» среди сверстников-двухлеток, или складывает из камушков и веточек целые миры в потайных местах, или например, придумывает сказочные сюжеты с участием привычных Вам вещей, которые стоят в шкафу.
Совместное приготовление пищи с ребенком — тоже творческий процесс. Мы вместе замешиваем тесто, лепим пирожки. Это я тоже отношу к творчеству.
Да даже пробег по квартире можно превратить в творческий процесс. Предложите ребенку пробежаться или проскакать «как белка», «как медведь», «как конь» – это уже будет театральное и пластическое искусство!
Когда вы уловите творческую жилку в ребенке, не надо лезть с советами. Подходите, спрашивайте: «Как здорово! А можно я тоже здесь солнышко нарисую? А давай попробуем рыбку сделать золотого цвета?». Если ребенок откажется — не пытайтесь уговаривать, чтобы все не испортить. Подойдите во второй раз, в третий… рано или поздно ребенок возьмет Вас с собой в игру.
Только никогда не говорите, КАК надо рисовать, и тем более, не пытайтесь помочь без разрешения.
Я сама в детстве разводила море слез, если кто-то подходил и начинал рисовать в моей картинке, «чтобы помочь», потому что этими советами портили все, над чем я так старалась, ведь в моем воображении, все было совсем не так, как считали родители, а картинка и настроение были уже окончательно испорчены.
Можно также применять такой прием: делать аппликации, рисовать, спрашивая у ребенка, не настаивая на его включении в работу, даже не приглашая его, только советуясь: куда приклеить собачку? А какой цвет платья сделать у куклы, покажи?
Еще хочется отметить, что творчеством наиболее охотно и успешно в дальнейшем начинают заниматься дети, которые просто вертелись возле мамы, которая увлеченно что-то делала сама, потом – те, которым предоставлялась свобода действий, а мама «молча сидела в сторонке», а вот самые плохие результаты у детей, с которыми «целенаправленно занимались творчеством».
Творчество — оно шире рисования и лепки. В большинстве своем рисование и лепка, которым мы обычно учим наших детей — это четкие алгоритмы, не привязанные к самовыражению, а организованные так, что «А давай сейчас мы вдруг все бросим и нарисуем солнышко!», хотя, причем тут солнышко, если ребенок увлеченно бегает по квартире, изображая индейца?
Лучше предложить: «А давай нарисуем твоему индейцу жилище?»
Суть в том, что практически все виды деятельности, которые мы выполняем, напрямую связаны с нашим самовыражением и взаимодействием с окружающими, и творчество – это такой же способ общения, самовыражения, как обычная речь.
Кто-то разговаривает и находит самовыражение в сочинении стихов, кто-то это делает с помощью красок, кто-то с помощью клоунад, кто-то через приготовление пищи, главное — желание говорить.
Ребенок может увлекательно рассказать о прошедшем дне, и он тоже уже творит, но на том языке, который ему нравится.
Главное для родителя – это показать ребенку все эти способы общения и самовыражения, а не устанавливать расписание для их осуществления.
— Стоит ли спешить обучать ребенка приемам лепки, рисования?
Мое мнение — нет, не стоит. Это неправильно — учить творчеству по графику или расписанию!
Здесь главное именно самостоятельный ТВОРЧЕСКИЙ процесс, а не красивый результат и отработанные приемы. Все навыки лучше дать ребенку позднее, пусть он именно занимается творчеством, а не делает все по общепринятым схемам и шаблонам.
Творчество – это такой особый процесс, когда можно заниматься абсолютно неконструктивными вещами: лепить и сминать, рвать, сыпать, красить и перекрашивать. И в этом их главная прелесть для ребенка.
— Что делать, если сложно придумать занятия или нет на это времени?
- Приобрести готовые пособия.
- Можно посещать специальные занятия в детских клубах.
- Выбрать тему и творить на заданную тему.
Желаю Вам творческих успехов и вдохновения! Поменьше всяких «надо» и «так правильно» в Ваших творческих занятиях.
Творите сами, творите вместе с ребенком и верьте в его успех!
Катерина, Дарья!
Спасибо за такое информативное и успокаивающее интервью!
Я вот из тех мам, которые не уверены в том, достаточно ли уделяют времени своим чадам, достаточно ли занимаются творчеством. Разумом стараюсь себя успокаивать, но не всегда получается.
Хотя, с Вашими утверждениями я согласна и во многом так и делаю.
Значит мы на правильном пути!
Спасибо Вас большое!
С уважением, Яна
Отличное интервью! Во всем Катерина с Вами согласна.
Яна, Вера, спасибо большое! Рада, что вам понравилось и наши мнения совпали!
Ой ли.можно ли давать советы по творческому развитию, воспитывая одного ребенка? 99 % детей любит и умеет рисовать, это я Вам как педагог заявляю. (я более 8 лет занимаюсь рисованием с детьми от года до 15 лет).
И ребенок отказывается заниматься творчеством в трех случаях:если от него много ждут, если стоит непостильная задача (не по возрасту). И если творчество это обязанность, необходимость.
И еще возрастные особенности есть. В каждом возрасте ребенок может и должен заниматься определенными вещами — это как ступеньки, всему свое время. Перескакивая через одну или несколько отбиваете желание рисовать.